Его трафарет стал мощным оружием против косности и ханжества, а сам главный герой мира граффити путешествует по миру, оставляя после себя … крыс, играющих детей и неожиданные надписи.
Бэнкси. Его рисунки и скульптуры мечтают купить самые известные бренды, а он отказывается погружаться в мир лондонского и любого другого истеблишмента. В ответ сильные мира сего платят десятки тысяч долларов, чтобы получить право использовать его работы для рекламы.
Быстро, быстро, быстро!
Как вы относитесь к граффити? Лично я — с великой симпатией и даже уважением. Ну да, у разных уличных мастеров разная степень таланта, и вряд ли каждому из них под силу украсить здание, мост или забор чем-то достойным. Работы нашего героя — очень остры, порой саркастичны, но доступны для понимания хоть десятилетнего ребенка, хоть умудренного главы корпорации. Его арты смешны и трагичны и способны так врезаться людям в память, что даже спустя годы после их исчезновения о них говорят. Почему? Они цепляют за живое.
На самом деле о самом известном уличном художнике мира можно говорить часами, но вот что из рассказанного будет правдой — большущий вопрос. Только несколько фактов принимают на веру его поклонники: он родом из Бристоля, родился в 1974 году, он — белый и «воевал» с еще одной британской граффити-легендой — Роббо. Все эти данные озвучил широкой публике Тристан Манко — летописец граффити-движения.
Из них не вызывает сомнения только один: он до сих пор удачно скрывается от полиции, а его арты вызывают волну по всему миру. В чем секрет?
«- Считаете ли вы, что использовать трафареты — честно?
— Использовать трафареты хорошо по двум причинам: во-первых, это быстро, а во-вторых, это раздражает идиотов».
Граффити, как известно, искусство запретное. В подавляющем большинстве стран стрит-арт расценивается как нарушение общественного порядка. Еще и поэтому Бэнкси так неуловим. Только вот парадокс: в тех же Бристоле, Лондоне, Нью-Йорке сами граждане, права которых якобы мог нарушить художник, оберегают его искусство от непогоды и уничтожения. К примеру, жители Бристоля настояли на том, чтобы муниципалитет не закрашивал одну из работ Бэнкси. Муниципалитет послушался.
«На заре туманной юности я был тем еще тормозом и часто не успевал закончить рисунок из опасения быть пойманным с поличным. Так пришла идея готовить серию трафаретов, с помощью которых нанесение изображения стало вопросом нескольких минут».
Трафарет и правда стал спасением от ареста, но сами арты Бэнкси он не спас. Из ранних работ, которые райтер сделал в 90-е, почти ничего не сохранилось. В Лондоне участки стен с его «полотнами» где-то спрятаны под пластик, где-то — переехали в другое место, иногда за большие деньги, но подавляющая их часть была закрашена и сохранилась только на сделанных фото.
Это — не вандализм!
Впрочем, вместе со славой растет и желание компаний получить арт Бэнкси в качестве рекламы. К примеру, тот же «Найк» трижды предлагал художнику работу, и трижды ответом был отказ. Некоторым из предпринимателей просто везет: легенда райтинга выбирает в качестве стены их рекламный плакат или стену офиса.
Так произошло с этой работой Бэнкси, которая появилась на рекламном щите с Микки и Мини в Лас-Вегасе. Против уничтожения акта «вандализма» выступили сами владельцы «изуродованного щита», они перенесли его на новое место.
Иногда — достоверно известна только пара случаев — Бэнкси все же рисует на заказ. Он, к примеру, украсил альбом британской группы «Blur», чем остался весьма доволен.
А еще он иногда объявляет о продаже оригинальных принтов своих картин. О чем становится известно по слухам и смс друзей. И тогда все, кто хочет получить работу художника, выстраиваются в очередь у места встречи, занимая ее с ночи и пережидая время в палатках. Такое терпение оправданно — купив принт за десяток фунтов, продать его можно за цифру с еще тремя, а то и шестью нулями.
«Я как-то раскрасил дверь в Лондоне, а потом её кто-то вырезал пилой и продал на одном известном аукционе за 24000 фунтов, и на этой же неделе власти Инсилгтона распорядились закрасить мои работы вдоль одной из дорог. Получается, за искусство платят и с целью обладания, и с целью больше его не видеть».
Мимо не пройти!
И один из главных вопросов: а для чего он это делает? В редком интервью, данном крупной британской газете «Гардиан», Бэнкси сказал: «Вы проходите мимо скульптуры в парке и не замечаете ее. Но стоит надеть на нее каску — и ваше внимание уже приковано к ней». Итог работы в новом стиле уже предсказуем: его работы попадают в музей. Бристоль любит своего сына.
И еще один афоризм от художника: «Я никогда точно не уверен, кто заслуживает стоять на пьедестале, а кто находиться под ним».
Как подтвердить достоверность его артов? Все просто: публикацией на сайте banksy.co.uk, который считается «трибуной» мастера. Ну а дотошные британцы, в глубине души отчаянно гордящиеся соотечественником, сделали карту столицы, на которой отмечены все «живые» и «мертвые» места. Смотреть ее можно тут.
«Иногда бывает достаточно пару штрихов в кляксе пририсовать или продолжить идею рекламного плаката на этой же стене, а иногда требуется долгая и кропотливая проработка идеи».
Среди тех, кто коллекционирует работы Бэнкси, немало славных имен: пара Питт — Джоли, Джуд Лоу, Джордж Майкл, Дэмиен Херст и многие другие. Знает ли сам художник, сколько стоят его работы?
«Бэнкси не является брендом и не задумывался как таковой. Благодаря этому рекламщики считают, что это очень удачный бренд. Я рисую все свои картины сам, если только это не противозаконно, в противном случае — я ничего этого не видел, честное слово».
«Не знаю, честно говоря, что сказать по поводу цен. Я всё время отдаю свои работы (в галереи) со скидками, а потом они возникают на eBay и продаются втридорога».
О крысах и искусстве
Крысы — гуляющие, фотографирующие, шагающие по канатам и мостам на долгое время стали не просто привычным символом андеграундной культуры, но любимым объектом знаменитого райтера.
«Я рисовал крыс целых три года, а потом кто-то сказал мне: какая это талантливая анаграмма слова «искусство» (англ. rat и art соответственно). И мне пришлось притвориться, что я знал об этом всю жизнь».
Как только критики не трактовали граффити вообще и Бэнкси — в частности. И каждый раз это вызывало улыбку. Ведь Бэнкси — это не только граффити. А еще и коллажи, скульптуры, объекты и инсталляции. В 2010 году вышел созданный им документальный фильм «Выход через сувенирную лавку». Фильм о художниках, рисующих на улицах, о вызывающих выходках и анархистских акциях, ставших произведениями искусства.
Всё ещё будет!
Как любой зрелый художник, Бэнкси устраивает выставки. Только проходят они крайне редко. А вся предварительная подготовка и общение со СМИ проходят исключительно виртуально — через блоги и письма по электронке. Что не мешает биографам художника выпускать о нем книги.
В сентябре этого года в московском «Манеже» должна была пройти самая крупная выставка работ Бэнкси — 130 граффити, скульптур, коллажей, видео из собраний британских коллекционеров. Она получила название «Ретроспектива Бэнкси». К организации подключили Стивена Лазаридеса, продюсера художника и одного из самых ранних собирателей объектов его творчества. На подготовку ушло полтора года, но, увы, уже в июне этого года официально было объявлено об отмене экспозиции. Причина — отказ британских коллекционеров представить на выставку работы маэстро из своих собраний.
Впрочем, давайте надеяться на то, что в будущем выставка случится. А пока небольшая новость — в Бристоле появилась новая работа Бэнкси. Ее фото прислали живущие там друзья. В этот раз маэстро выбрал для «оживления» «Девушку с жемчужной сережкой» Вермеера. Но, как всегда, нашелся тот, кто позавидовал мастеру, и на следующий день после появления часть арта неизвестные забрызгали краской. Расстроился ли Бэнкси? Он уверяет, что это нормально.
«- Почему вы всех так раздражаете?
— Это не полностью моя вина, кое-что обо мне придумывают: я никогда не портил памятники жертвам войны, не разрисовывал кухню Кейт Мосс и не приходил с Эшли Коулом в клуб «Плейбой» в маске в виде черепа».
«Как долго ты ещё собираешься работать анонимно, общаясь через своего агента?
— Вообще не собираюсь выходить из тени. В мире полно самовлюблённых кретинов, которые каждый день выставляют на показ свои уродливые мордашки. Если поспрашивать детей на улице, кем они хотят стать, большинство из них скажут, что хотят быть кем-то знаменитым, но они не смогут объяснить вам, зачем им это нужно.
…Мне важно, чтобы мой рисунок хорошо выглядел, мне неважно, как при этом выгляжу сам я. Я не очень-то слежу за модой, и на улице мои работы выглядят обычно лучше меня самого. Кроме того, я не могу рисовать в открытую из-за своих проблем с полицией. И потом, готов поспорить, что то, как я выгляжу, многих просто разочарует».
Звезда ли Бэнкси?
Да. Но, пожалуй, самая свободная из всех живущих.
Наталья КОНСТАНТИНОВА.
Комментарии
Больше по теме
Трасса 66: дорога беглецов, которой нет на картах
И снова путаница…
Путаница от А до Я