В то время как многие аэропорты южного направления в стране закрыты, региональная авиагавань «Калуга» продолжает регулярно принимать и отправлять по маршрутам воздушные суда. О том, как менялся со временем аэропорт, и его особенностях в преддверии профессионального праздника корреспондентам «Знамени» рассказал его главный инженер Герман Меркушин.
С детства в авиации
— У вас такая специальность — очень востребованная. Особенно в наше время. Почему вы выбрали аэропорт и авиацию?
— У меня папа — лётчик гражданской авиации. Он был пилотом Олимпиады-80, и даже с мамой они познакомились во время подготовки к полётам. Естественно, после школы я пытался поступить в училище гражданской авиации. Не получилось с первого раза. Чтобы не терять время, поступил на первый курс Бауманского, на самую престижную специальность. Тогда это было конструирование и производство радиоаппаратуры. Получил почти высший балл при сдаче вступительных экзаменов. Отучился год, а затем попал под призыв и пошёл в ряды вооруженных сил. После армии спустя время решил заново попробовать осуществить свою мечту. Все экзамены прошёл, а вот на медкомиссии во время проверки вестибулярного аппарата срезался немного. Доктора вынесли вердикт, что не соответствую я нормам. Велели приходить на будущий год. В итоге я пошёл в инженерное училище, закончил его и с тех пор служил 27 лет в авиации, но по линии РВСН.
– То есть гражданская авиация вас не взяла, и вы пошли в военную?
— Да. Есть, конечно, разница, задачи отличаются, какие-то нюансы. Но 27 «календарей» я провёл там. Летал по всей России — и на Камчатку, и в Челябинск. Крайняя точка в Балабанове была, а затем успел ещё и в Калуге послужить. Была раньше часть здесь соответствующая. А закончил службу в МГТУ имени Баумана уже преподавателем. Передавал студентам свои знания и умения. Увольнение совпало с периодом возрождения нашего аэропорта. Подал свое резюме. Должностей тогда не было, и согласился работать простым электромехаником, затем инженером, и так пока не дорос до главного инженера авиагавани.
— Вы здесь с детства всё знаете, наверное?
— Первый раз именно сюда попал в девятом классе. Проходил практику в службе ССТ — мыл ямы, таскал аккумуляторы и получил зарплату 90 рублей. В школу принёс выполненное задание. Но и в детстве папа брал с собой, так что, можно сказать, я здесь с самого начала.
Курс на импортозамещение
— На ваш взгляд, что здесь кардинально поменялось за столько лет?
— Многое. Кругом электроника, все оцифровано. Даже взять машины — в советскую эпоху были ЗИЛ, ГАЗ, УАЗ, «Урал». Запчасти одинаковые, всё одинаковое, всё просто. Сейчас у нас техника самая разнообразная. Мы же шли в эпоху со временем, да ещё и какое-то время смотрели на Запад. Машины шведские, финские и не только. Запчасти все разные, всё требует определённых навыков и определённого ремонта.
— Страна держит курс на импортозамещение. А вы рассматриваете варианты замены иностранной техники?
— Мы уже многое поменяли. У нас и белорусских машин много. Один из заводов делает технику, имеющую функциональность не хуже западных. С ними, конечно, легче. К примеру, ремонтировать иностранную технику сложнее, и времени много это занимает. А белорусы быстренько приехали, свои машины сделали, и всё. Кроме того, по программе импортозамещения обновили релейные защиты и автоматику на центральной подстанции. Устаревшее импортное оборудование поменяли на современное отечественное — с расширенной функциональностью, российским ПО и круглосуточной техподдержкой от производителя.
— У вас очень интересная судьба, много где побывали, чего повидали. Какие, на ваш взгляд, особенности работы в нашей авиагавани?
— Наш аэропорт региональный и маленький по сравнению с воздушными воротами более крупных городов. У них и личного состава больше. Кроме того, легко работать, когда все летают по расписанию. А если погода подводит или какая мелкая неисправность у самолёта и расписание сдвигается, прилетает несколько судов, тут надо сразу всем мобилизоваться. Водитель автобуса должен успеть развезти пассажиров нескольких самолётов сразу, багаж обработать, тут же полосу почистить и всё это сделать максимально быстро. У нас штат, к сожалению, пока не позволяет набрать отдельного водителя на каждую машину — они универсалы. Могут и на тракторе, и на машине, и на автобусе. Людям приходится крутиться-вертеться: то трап подогнал, то багажную тележку, то машину с водой. Это и есть особенность некрупного аэропорта.
Нам бы развиваться
— Такое не каждый выдержит. Как вы с этим справляетесь?
— У нас нет людей «со стороны». Основной костяк коллектива — это те, кто влюблён в авиацию. Пусть зарплаты есть и более достойные, но они остаются и радеют за наше общее дело всей душой. Готовы работать сверхурочно. Тем более наш порт стал международным. Есть такая поговорка: авиация — это единственная женщина, которой невозможно изменить.
— Какой самый сложный момент пришлось пережить во время работы здесь?
— Был такой случай. Садился у нас лайнер Montenegro Airlines — командир воздушного судна потерял сознание. С нами связался второй пилот, сообщил, что до Внукова не дотянет. Мы подготовились и следим. А когда пилот первый раз садится в незнакомом аэропорту, это и для него сложно. Сел, за пределы не выкатился. Тут же медики на борт, пограничники приехали, так как рейс международный. Но вот когда он приземлился и остановился, мы все выдохнули.
— Вы «начальник» транспортного цеха — во сколько начинается ваш рабочий день?
— По-всякому. Скорее, бывает так, что и предыдущий не заканчивается (смеется). Раз встречали комиссию из Росавиации по техническим моментам, и затянулось это дело. Только я их отвёз в гостиницу, а тут звонок — сел у нас маленький частный самолёт, и у него подломилась передняя стойка шасси. А его же надо убрать — ВПП должна быть чистой. Все тут же вернулись на работу. Оперативно убрали, обошлось без последствий. Но до глубокой ночи затянулось.
— Что бы вы улучшили в своей работе?
— А наверное, и нечего пожелать особенно. Разве что побольше самолётов и рейсов. Ждём и расширения инфраструктуры. Предварительно одобрено удлинение взлётно-посадочной полосы. Это даст нам возможность принимать больше различных типов лайнеров. Ждём и строительства пяти дополнительных стоянок, а это тоже шаг в развитии — и увеличение пропускной способности, и новые перспективы. Не хвалюсь, но у нас действительно все налажено. Все службы как единое целое работают. К нам часто приезжают перенимать опыт коллеги из других регионов. Во время проверок различных уровней тоже нас обычно хвалят.
Комментарии
Больше по теме
Объявлены победители «Калужской студенческой весны» 2024 года
Главе администрации калужского посёлка вручили награду
Калужане почтили память погибших в аварии на Чернобыльской АЭС