Григорий Распутин. Кто он – праведник или злой гений?

Трудно объяснить причину нынешнего жгучего интереса современников к истокам нашего государства. Наверное, это должно было произойти десятилетиями раньше, но как-то молодым все больше вдалбливали коммунистические постулаты. Многозначные фигуры как-то в них не выписывались.

Есть, правда, персоны всем понятные, к ним нет вопросов, а есть те, кто по сей день в тумане и в непримиримых спорах ученых-историков. Таких персонажей, как Дракула и граф Калиостро, оставим в покое, скорее всего – это плод вымысла писателя вперемежку с народными придумками.

А вот фигура Григория Распутина — реальный исторический персонаж. Вроде все о нем писано-переписано, отснято и сыграно. Тонны бумаги истрачены на романы и сценарии, но каждый трактует скандальную личность по-разному, и такое впечатление, что в каждом произведении – кто-то другой.

Сличить, идентифицировать Распутина невозможно. Он загадка, потому по сей день всем интересен. Конечно, книголюбы в девяностые годы зачитывали до дыр роман Валентина Пикуля «Нечистая сила», который спустя время критика назвала «лживым», а трактовку главного героя Распутина «политически вынужденной». Что это означает, станет понятно, если мы сравним работы двух талантливых актеров – Алексея Петренко и Владимира Машкова, сыгравших неправедного «праведника».


В фильме Элема Климова «Агония» Петренко представил психически больного человека, страшного фанатика. Но прежде чем он вышел на съемочную площадку, режиссеру пришлось пройти неимоверно сложный отбор на эту роль.

Претендентами были титаны сцены: Анатолий Папанов, Евгений Лебедев, Михаил Ульянов, Кирилл Лавров. Все не подходило – для исполнителя главной роли нужны были такие бесцветные страшные глаза, как у старца.

В состав художественного совета вместе с известными экстрасенсами был даже приглашен Вольф Мессинг. Но с самых первых проб стало ясно, что Петренко, и только он, – тот самый Распутин. Фильм был встречен восторженно, критика захлебнулась в комплиментах, назвав «Агонию» мощнейшим, страстным, яростным фильмом. Вроде стал понятен мотив трактовки загадочной фигуры, появившейся при дворе в период заката царствования Николая II.

Это было временем, когда ни один историк не имел права открыто заявить, что империю погубил последний российский правитель и его супруга Александра Федоровна, считавшая Распутина святым. Кстати, ее сестра Елизавета Федоровна, причисленная к лику святой лет на восемь раньше других Романовых, считала любимца двора «служителем сатаны». Именно поэтому все российские беды и смуты были свалены на него.

Так что Элем Климов построил совершенно точную линию режиссуры фильма, где веришь каждому слову и каждому взгляду главного героя. Картина сделана талантливо.

Почему режиссеру Андрею Малюкову пришла отчаянная идея снова вернуться к тому периоду нашей истории, когда царский двор находился как бы под гипнозом малограмотного мужика? Ответ очень прост: каждый творец хочет отыскать ответы на вопросы времени.


Сюжет картины «Григорий Р.» во многом расходится с «Агонией» и по сюжету. Зимой 1917 года по указу Временного правительства создается комиссия по расследованию убийства Распутина. Следователь Свиттен пытается не просто раскрыть преступление, но понять, кем же на самом деле был «старец»?

После многочисленных допросов сформировалось несколько версий: он был либо немецким шпионом, либо любовником императрицы. Ни одна из них у следствия не вызывала доверия. Знакомство с убийцей князем Юсуповым окончательно приводит Свиттена к мысли, что убиенный обладал сверхъестественной силой.

И все же режиссер очень рисковал – ему предстояло отыскать на главную роль нового Распутина, равного Петренко, Депардье и Леонардо Ди Каприо. Выбор был беспроигрышным – Владимир Машков. Дальше тоже пришлось помучиться – пускать в храм человека «с сомнительной репутацией» (пусть это был даже артист) православная церковь не позволила.
В основном съемки проходили в Елагинском дворце, в Летнем саду, на Фонтанке. Сибирская жизнь старца – в Великом Новгороде, в Антониевом монастыре. Саму сцену убийства, как и было на самом деле, – в Юсуповском дворце на Мойке. Чтобы не травмировать психику Машкова, было решено в самых страшных сценах заменить его на манекен, а чтобы не был обнаружен подвох, даже сняли маску с лица актера.


Каким получился фильм, не берусь судить. Одно скажу – они совершенно разные, как и противоположны два взгляда на фигуру могущественного временщика. У Малюкова это человек, страстно любящий Россию, болеющий за нее, за царя, царицу, а всех тех, кто это не любил, он считал исчадием ада. Короче говоря, Распутин в новом фильме — человек с большим знаком плюс и с трагичной судьбой.

Своего героя Машков сделал диаметрально противоположным предыдущему образу, где это полусумасшедший «вещун», мощно влияющий на членов царской семьи и на курс государственной политики. У него это — сплошной елей, кто-то из критиков даже счел, что это была худшая работа актера. Сам же фильм в целом, по мнению «Независимой газеты», – «развесистая клюква». Уверена, что мастера ки- но на картине «Григорий Р.» точку не поставили.

Наверняка историки тоже намерены продолжать раскапывать детали жизни скандально известной персоны. А для простого зрителя (читателя) так и остается загадкой, кем был Григорий Распутин: наказанием или милостью, злым гением или добрым ангелом, и в чем была сила духа этого немытого, дурно пахнущего мужика, способного владеть умами царедворцев? Ответа нет.

Тайна для всех и просто маниакальная тяга к нему женщин, от девиц крестьянского происхождения до сиятельных дам. В плане сексуальной распущенности, по свидетельству современников, Распутин — точно не праведник, а хитрец, исповедующий удобный постулат, что грешить можно много, а потом – непременно каяться. Но, может, и впрямь явился на землю мессия, способный переделать великую Россию?

Евгения МИЛЁНУШКИНА.

Фото ruskino.ru, diletant.media, livejournal.com.