На Новый год все любят смотреть по телевизору сказки. Конечно, роскошных, подобных фильмам Роу, давно нет – говорят, что детское кино неприбыльно. Так что пересматриваем старые, отмечая всякий раз, что лучшими в них актерами были всегда дети. Давайте сегодня вспомним замечательные «Новогодние приключения Маши и Вити», снятые на «Ленфильме» режиссером Игорем Усовым в далеком 1975 году.
В одной из школ во время оформления праздничного зала дела складывались волшебно: Дед Мороз отправляет двух учеников в «сказочный мир» на поиски Снегурочки, которую похитил Кощей Бессмертный для проведения праздника со своей нечистью. Маша и Витя – абсолютно разные. Мальчик-очкарик верит только в науку, девочка — в волшебство.
Дальше по сюжету должны начаться козни Кощея, но беда произошла со съемочной группой. Второй режиссер Геннадий Казанский внезапно попал в больницу. Усов, взяв бразды правления в свои руки, решил немного изменить сценарий, добавив туда музыку и песни. Для этого специально из Москвы был вызван Геннадий Гладков.
Самое сложное для любого, даже очень талантливого, режиссера — подобрать подходящих маленьких артистов. С Юрой Нахратовым было легче – он уже был знаком миру кино по фильмам «Плохой хороший человек» и «Денискины рассказы». С исполнительницей роли Маши долго не клеилось. Наташу Симонову мама сама привела на студию, будучи уверенной, что ее девочка, бойкая и неугомонная, всем понравится. Так она думала. Усову же нужен был персонаж не типа прилизанной, примерной гордости класса, а именно «девочка с улицы». На прослушиваниях она и показала себя во всей красе. На просьбу комиссии исполнить какую-нибудь песню пропела: «Стою на остановке, в кармане поллитровка». Жюри было в шоке, а режиссер в восторге. Ну а подружиться с партнером Наташе ничего не стоило – с Юрой была знакома по морскому пляжу, где отдыхали семьями. Съемки шли целый год и стали для ребят настоящей сказкой, ежедневным новогодним праздником даже, когда на улице припекало солнце.
Повезло юным актерам еще и со звездными партнерами. Давайте вспомним, кто был занят в главных ролях: Михаил Боярский – Кот, Леший — Георгий Штиль, Кощей — Николай Боярский, Баба-яга – Валентина Кособуцкая. Кстати, ее дети вначале немного побаивались – уж очень был страшным грим. Но потом все стало просто по-сказочному здорово: Наташа снимала зубную боль Кощею и рассказывала сказки Лешему, Юра отважно боролся со злыми силами, а в перерывах между съемками читал «Науку и жизнь». Каждый из взрослых старался как-то развлечь, побаловать детей. Игрушки, сладости, никогда не запрещалось носиться в догонялки между декорациями.
На всю жизнь Юре и Наташе запомнился эпизод в избе Бабы-яги, где стол ломился от яств, причем настоящих, не пластилиновых. Когда дубль закончился, дети пировали, доедая курятину и пирожки. Но вообще-то Юре с малявкой Наташей было скучно. Его больше интересовали пиротехника и волшебная ступа, которая дымила и «летала». Правда, он, в отличие от Наташи, ее побаивался. Девочку опекал сам Кощей, гулял с ней за ручку, рассказывал страшные истории про Синюю Бороду.
Фильм был сделан не совсем в привычных сказочных традициях. У Усова персонажи, которые должны наводить на зрителя ужас, лихо отплясывали под тяжелый рок группы «Дикие гитары», Баба-яга щеголяла в мини-юбке, а дикий кот Матвей сидел на дереве в потертых джинсах. В общем, как и было положено по сценарию, все отрывались на полную катушку, хулиганили на радость своим маленьким партнерам. А верховодил всем кот Матвей, для которого Гладков специально написал кошачьи арии.
Но сказка кончается. К сожалению, жизнь молодых актеров не стала ее продолжением. Наташа закончила философский факультет Ленинградского университета. Юра — военный вуз, сейчас работает в крупной коммерческой фирме. Что осталось в памяти о кусочке сказочного детства? Для Юры – знакомство с Элизабет Тейлор, которая снималась в соседнем павильоне, а для Наташи – подаренные ей два чудесных Машиных платья, которые теперь иногда примеряет ее дочка. И еще никогда им не забыть замечательного режиссера — «дядю Игоря», придумщика, солнечного человека, который, на радость детворе, в перерывах между съемками сам залезал в ступу Бабы-яги. Это он в семидесятые годы сделал мальчика Юру и девочку Наташу символами Нового года.
Евгения МИЛЁНУШКИНА.
Фото culture.ru, mtdata.ru, wordpress.com, vdp.mycdn.me.
Комментарии
Больше по теме
«А кто ещё туда поедет?» Зачем гуманитарщики везут груз на передовую
Гавайская вечеринка на уроке истории
Англичанка из Барятина