Серьёзный Витя и Маша «с улицы»

На Новый год все любят смотреть по телевизору сказки. Конечно, роскошных, подобных фильмам Роу, давно нет – говорят, что детское кино неприбыльно. Так что пересматриваем старые, отмечая всякий раз, что лучшими в них актерами были всегда дети. Давайте сегодня вспомним замечательные «Новогодние приключения Маши и Вити», снятые на «Ленфильме» режиссером Игорем Усовым в далеком 1975 году.

В одной из школ во время оформления праздничного зала дела складывались волшебно: Дед Мороз отправляет двух учеников в «сказочный мир» на поиски Снегурочки, которую похитил Кощей Бессмертный для проведения праздника со своей нечистью. Маша и Витя – абсолютно разные. Мальчик-очкарик верит только в науку, девочка — в волшебство.
Дальше по сюжету должны начаться козни Кощея, но беда произошла со съемочной группой. Второй режиссер Геннадий Казанский внезапно попал в больницу. Усов, взяв бразды правления в свои руки, решил немного изменить сценарий, добавив туда музыку и песни. Для этого специально из Москвы был вызван Геннадий Гладков.

Самое сложное для любого, даже очень талантливого, режиссера — подобрать подходящих маленьких артистов. С Юрой Нахратовым было легче – он уже был знаком миру кино по фильмам «Плохой хороший человек» и «Денискины рассказы». С исполнительницей роли Маши долго не клеилось. Наташу Симонову мама сама привела на студию, будучи уверенной, что ее девочка, бойкая и неугомонная, всем понравится. Так она думала. Усову же нужен был персонаж не типа прилизанной, примерной гордости класса, а именно «девочка с улицы». На прослушиваниях она и показала себя во всей красе. На просьбу комиссии исполнить какую-нибудь песню пропела: «Стою на остановке, в кармане поллитровка». Жюри было в шоке, а режиссер в восторге. Ну а подружиться с партнером Наташе ничего не стоило – с Юрой была знакома по морскому пляжу, где отдыхали семьями. Съемки шли целый год и стали для ребят настоящей сказкой, ежедневным новогодним праздником даже, когда на улице припекало солнце.


Повезло юным актерам еще и со звездными партнерами. Давайте вспомним, кто был занят в главных ролях: Михаил Боярский – Кот, Леший — Георгий Штиль, Кощей — Николай Боярский, Баба-яга – Валентина Кособуцкая. Кстати, ее дети вначале немного побаивались – уж очень был страшным грим. Но потом все стало просто по-сказочному здорово: Наташа снимала зубную боль Кощею и рассказывала сказки Лешему, Юра отважно боролся со злыми силами, а в перерывах между съемками читал «Науку и жизнь». Каждый из взрослых старался как-то развлечь, побаловать детей. Игрушки, сладости, никогда не запрещалось носиться в догонялки между декорациями.

На всю жизнь Юре и Наташе запомнился эпизод в избе Бабы-яги, где стол ломился от яств, причем настоящих, не пластилиновых. Когда дубль закончился, дети пировали, доедая курятину и пирожки. Но вообще-то Юре с малявкой Наташей было скучно. Его больше интересовали пиротехника и волшебная ступа, которая дымила и «летала». Правда, он, в отличие от Наташи, ее побаивался. Девочку опекал сам Кощей, гулял с ней за ручку, рассказывал страшные истории про Синюю Бороду.

Фильм был сделан не совсем в привычных сказочных традициях. У Усова персонажи, которые должны наводить на зрителя ужас, лихо отплясывали под тяжелый рок группы «Дикие гитары», Баба-яга щеголяла в мини-юбке, а дикий кот Матвей сидел на дереве в потертых джинсах. В общем, как и было положено по сценарию, все отрывались на полную катушку, хулиганили на радость своим маленьким партнерам. А верховодил всем кот Матвей, для которого Гладков специально написал кошачьи арии.


Но сказка кончается. К сожалению, жизнь молодых актеров не стала ее продолжением. Наташа закончила философский факультет Ленинградского университета. Юра — военный вуз, сейчас работает в крупной коммерческой фирме. Что осталось в памяти о кусочке сказочного детства? Для Юры – знакомство с Элизабет Тейлор, которая снималась в соседнем павильоне, а для Наташи – подаренные ей два чудесных Машиных платья, которые теперь иногда примеряет ее дочка. И еще никогда им не забыть замечательного режиссера — «дядю Игоря», придумщика, солнечного человека, который, на радость детворе, в перерывах между съемками сам залезал в ступу Бабы-яги. Это он в семидесятые годы сделал мальчика Юру и девочку Наташу символами Нового года.

Евгения МИЛЁНУШКИНА.

Фото culture.ru, mtdata.ru, wordpress.com, vdp.mycdn.me.