20231021 img 9003

«А кто ещё туда поедет?» Зачем гуманитарщики везут груз на передовую

Сотни километров опасных дорог, сутки без сна. Некоторые волонтёры везут гуманитарный груз для бойцов на СВО практически на передовую. Авдеевка, Пологи, Казачьи Лагеря, Работино, Первомайск. Это далеко не полный список мест, куда заезжали добровольцы. Что ими движет, зачем они это делают и с чем приходится сталкиваться — об этом в новом проекте «Дорога жизни».

Над нами на предельно низкой высоте проносятся несколько штурмовиков и скрываются за деревьями. Даже за рёвом автомобиля слышны где-то взрывы и ожесточенный бой. В очередной раз ловишь себя на мысли: «А мы точно той дорогой поехали?»

20231021 img 9195

Ещё недавно бесконечные блокпосты не давали покоя. Теперь выискиваешь их. Это бы значило, что мы не заехали случайно на передовую. А ведь у гуманитарщиков такое случалось…

Огни дорог

Гуманитарная поездка начинается со сбора груза. Водитель Александр с позывным «Тягач» целый день крутился по Москве и области. В одной точке надо забрать генераторы, в другой — запчасти, в третьей — медицину. В Калугу он приезжает позже запланированного.

Грузовой Ford практически полон. На коробках — наклейки разных волонтёрских организаций и разные адресаты. Вместе с «Тягачом» из Калуги стартует Роман с позывным «Боцман». Они ездят уже около года.

«Познакомился с теми, кто изготавливал инженерку. Позже списался в Москве с теми, кто возит грузы. Сам стал возить», — рассказывает «Боцман».

На трассе М-4 оказываемся около двух — трех ночи. Есть в этом и свои плюсы. В это время практически никого нет, только монотонно мелькающие лампы освещения.

«Не тяжело так ездить?» — спрашиваю у «Тягача».

«Нормально. Однажды ехал 39 часов без перерыва», — делится Саня.

Утром оказываемся уже в ЛНР. Здесь одна из первых точек. Вначале парни передают несколько коробок для Калужского СОБРа. А потом едут в расположение одного из старых друзей Александра. Именно из-за него он и стал гуманитарщиком.

20231021 img 8921

«В один день связался и попросил купить коптер, теплак. Я обратился к волонтёрам и передал вещи. А потом решил сам попробовать съездить», — рассказывает «Тягач».

Дорога до друга Саши проходит быстро. Вначале даже кажется, что это обычные города и деревни и ничего особенного. Только постоянные пропускные пункты, где машины досматривают военные.

Приятель «Тягача» встречает нас в условленной точке. Обычно гуманитарщики в расположение части не заезжают. Связано это, в частности, с безопасностью. Как военных, так и самих добровольцев.

Условленная точка

После встречи друг «Тягача» показывает дорогу. Мы оказываемся в расположении. Здесь выгружают часть посылок. Это генераторы, маскировочные сети, одежда, домашняя консервация. Есть среди всего прочего и оборудование для спортзала.

«Пойдёмте, покажу нашу тренажёрку».

Импровизированный спортивный зал бойцы устроили прямо на улице, спрятав его под маскировочной сетью. Здесь штанги, гантели скамейки и другие силовые агрегаты. Все сделано своими руками.

20231021 img 9110

Кстати, здесь буквально все спрятано под масксетями. Их встречаешь повсюду. На одну показывает «Боцман».

«Это первые привозы. Уже больше трёх месяцев. Вот, смотри, — он обращает внимание  на ручки, пришитые к сети, — так только наши девочки делают».

Кажется, что по Калуге таких организаций много. О том, что там или тут плетут сеть, рассказывают везде. Но на самом деле даже этого мало.

«Представляете сколько техники, сколько солдат. Любая позиция просматривается с дронов. Раньше это не так необходимо было. Сейчас дроны поднимаются, и все позиции видны, поэтому там нужны тысячи и тысячи километров сетей», — рассказал как-то один из волонтёров Антон.

Нам же пора выдвигаться дальше. Дорога, можно сказать, только начинается. КПП становится всё больше. Через некоторое время уже устаёшь от них. Каждый раз завязывается один и тот же диалог.

— Кто вы?

— Гуманитарщики.

— Что везёте? Давайте посмотрим.

Паспорта уже лежат на приборной панели, чтобы не искать документ по карманам.

20231021 img 9033

Пейзажи постепенно меняются. Чаще встречаются разрушенные от обстрелов строения, оставленные дома. Совсем меняется обстановка на окраине Донецка.

Военной техники становится всё больше. Над головой пролетают самолёты. Так низко их не увидишь даже на авиашоу. С объездной дороги заметна Авдеевка. В этот самый момент там идут ожесточённые бои. Несмотря на рёв мотора нашего грузовика, слышны взрывы от обстрелов.

Вначале кажется, а вдруг заехал не туда и уже находишься на линии боевого столкновения. Но нет. По дороге много ездит гражданских. Да и жилые дома встречаются. Сам не понимаешь, как люди живут, когда поблизости каждый день такая канонада.

Удаляясь от Донецка, дорога становится спокойней. Только всё чаще встречаются КПП и досмотры, которые становятся привычными.

Въезжаем в Мариуполь уже глубокой ночью. Останавливаемся на условленной точке и выходим, чтобы размяться после долгой дороги. Вокруг абсолютная темнота. Даже какие-то силуэты глаз никак не может выцепить из этого мрака.

«Вы кто такие?» — доносится откуда-то, и загорается яркий фонарь, который бьёт прямо по глазам. Ничего не видно. Однако по лязганию ремня на автомате понимаешь: перед тобой точно не гражданские.

Продолжение следует…