Миссия на Марс выполнима

На днях в Государственном музее космонавтики им. Циолковского в рамках первого открытого фестиваля игрового, документального и анимационного кино «КиноМИК» состоялась встреча с известным советским и российским кинорежиссером Юрием Карой.

Юрий Викторович — автор ленты 2007 года «Королев», рассказывавшей о лагерном периоде в жизни будущего главного конструктора. И вот теперь калужанам представили новую работу мастера — фильм «Главный». И снова в центре ленты оказался Сергей Павлович в лучший период своей жизни.

Перед калужским — премьерным! — показом местные СМИ смогли задать мастеру несколько вопросов, на которые режиссер отвечал с охотой. Юрий Викторович рассказал о том, как он в 2007 году обратился к теме советского освоения космоса.

— Так получилось, что мне позвонил космонавт Алексей Леонов и сказал, что близится столетие Сергея Павловича. Космонавты хотели, чтобы был сделан фильм, и выбирали режиссера. Мне приятно, что этот выбор пал на меня. Это была огромная честь, с другой стороны, мне очень интересен этот человек.

Я с детства болею космосом. Биографии этих людей, с одной стороны, трагичны, с другой — величественны, потому что люди делали свое дело. То, что Королёв рассказал только Леонову и Гагарину буквально перед своей смертью, легло в основу этого фильма. Он не озлобился, он не стал выяснять отношения. Королев делал свое дело, и только поэтому он смог прорваться в космос, воплотить идеи Циолковского в жизнь.

На вопрос газеты «Знамя», когда Юрий Викторович впервые услышал о Королёве, он ответил:

— Еще в детстве. На мое счастье, тогда это имя уже было известно. Мне очень обидно за Королёва, ведь его не признали при жизни. Скажем, нобелевские премии выдают только живым. А Хрущев отодвинул главного конструктора на дальний план, на публике играя роль отца родного для космонавтов. Наталья Сергеевна Королёва рассказывала, что во время кремлевского приема в честь первого полета человека в космос пришел Королёв, сел в первый ряд, и тут же подбежала охрана: «Освободи место. Здесь места для тех, кто имел непосредственное отношение полету».

— Изменилось ли у вас мнение об этом человеке в ходе работы над фильмом? Узнавали что-то новое?

— Узнавал. К примеру, мнение Сахарова. Он говорил, мол мы тут рафинированные интеллигенты, а Королев был жесткий человек, сказались лагерные годы. Люди, знавшие его лично, рассказывали, что Королёв мог и послать подальше, кричал: «Сейчас из Байконура по рельсам домой пойдешь!», но, конечно, никого никуда не отправлял. Он пытался увлечь своей идеей окружающих. Не зря мы сделали слоганом фильма слова, сказанные его товарищами: «За ним шли, потому что он знал, куда идти».

…Увы, но российская киноиндустрия пока не готова к лентам о великих. Как с горечью рассказал на встрече со зрителями Юрий Викторович, «Мосфильм» не хотел брать ленту в прокат, настаивая на ее нерентабельности. Мол, только семь процентов школьников знают, кто такой Гагарин, о Королеве они вообще не слышали. Но если не снимать о тех людях, которые творили всемирную историю на российских просторах, то ситуация к лучшему не изменится никогда. На «Дуэлянта», российскую «копию» «Шерлока» ВВС, выделили 800 миллионов, на ленту о Королеве — десять, констатирует автор «Завтра была война».

На изогнутом экране планетария перед немногочисленными зрителями, большинство которых составляли школьники, мелькали уникальные кадры кинохроники — запуск первого спутника, неудачные пуски ракет, приземление Гагарина. Есть в новой ленте и лирика: история второй любви генерального конструктора, его отношения с дочерью Натальей.

Кстати, последняя, как и космонавт Алексей Леонов, стала не только героиней, но и консультантом ленты. У зрителей был шанс представить, каково это — подняться в узеньком лифте к посадочному месту в ракете, которая отправит вас в невиданный, пугающий космос. Как справиться с раздувшимся скафандром и попасть на корабль сразу после первого в мире
выхода человека в открытый
космос.

Когда режиссера спросили о планах на будущее, он сказал, что готов продолжить космическую тему. Есть у Юрия Кары мечта: еще раз попасть на прием к Владимиру Путину и рассказать об идее Королёва построить корабль для экспедиции на Марс. Дело в том, что у генерального конструктора осталось много записей. Так, практически готовой была миссия на Марс. Ракета была, чертежи тоже, и сам космический корабль был готов. Причем, как заметил Кара, его почти полностью сымитировали в американской ленте «Марсианин».

— Нужно строить не просто станции, а большой космический корабль, который спроектировал Сергей Королёв. Он мог бы стать базой для тренировок и научно-исследовательской работы, а в случае необходимости мог бы слетать и на Марс, и куда угодно. Нашему Космическому агентству не надо выдумывать, а просто открыть и почитать то, что написали Циолковский и Королев.

Напоследок Юрий Кара поблагодарил организаторов за интерес к фильму и патриотизм.

— Я был бы очень рад, если бы с калужской премьеры началось шествие картины по экранам. Потому что такие герои, как Королёв и Циолковский, должны быть известны на весь мир.

Фото Анны ЗОЛОТИНОЙ.