Большая иллюзия Сальвадора Дали

Месяц назад, в конце сентября, отметил очередной день рождения уникальный музей, построенный на месте старого театра. 

В 1939 году в каталонском Фигейросе шла война, и под огнем от старого 90-летнего здания остались лишь величественные стены.  

Прошло несколько лет и однажды мэру Фигейроса Рамону Гаурдиолу Ровину, постоянно ощущавшему нехватку средств в городской казне, пришла в голову идея: надо попросить Сальвадора Дали подарить городу пару картин. Тогда будет что показать туристам, а гости означают деньги. 

Маэстро на зов откликнулся. В конце концов, этот городок был ему по-своему дорог. Только вот дарить он собрался не картины, а музей. «Мы построим его со стен», — сказал он. На дворе стоял 1960 год, маэстро был известен своей эксцентричностью, и после такого заявления градоначальник буквально схватился за голову: что еще придумал этот безумный художник? Но отказываться было не с руки. 

Дали предложил использовать под свой музей то самое разрушенное войной неоклассическое здание театра. В конце концов, рядом с ним располагалась церковь, в которой его крестили, в самом театре в 1918 году его картины выпервые увидела публика. Выбор был понятен. 

Вопреки расхожему мнению Дали был великим тружеником и чрезвычайно ответственным человеком. Решившись на проект, он занимался им сам. В итоге, в музее-театре, музее-лабиринте, где нет ни одного повторяющегося уголка, где смешаны стили, направления, жанры, вся эта сюрреалистическая мозаика сливается в огромный портрет самого маэстро. «Я хочу, чтобы мой музей был единым блоком, лабиринтом, огромным сюрреалистическим предметом. Это будет абсолютно театральный музей. Приходящие сюда будут уходить с ощущением, будто им привиделся театральный сон» — с этих слов Сальвадора Дали и стоит начинать путешествие по его творению и последнему пристанищу. 

Годы бумажной волокиты и финансовых трудностей позволили начать строительство только в 1970 году. Через четыре года, 28 сентября 1974-го, еще не завершенный музей был открыт. 

А теперь давайте забудем о всей этой предыстории и представим себя обычным туристом, которого привезли в одну из каталонских жемчужин. Так вот: для тех, кто не любит и не понимает «мастера-все-наоборот», это путешествие станет отменным лекарством. Приехав в солнечный Фигейрос, находящийся в нескольких километрах от скрывшейся за Пиренеями Франции, выпив розового шампанского «У Пабло», вдохнув романтику юга, послушав мрачные каталонские легенды, вы готовы к тому, чтобы по неровным каменным улицам старого города направиться к странному, украшенному яйцами и ватрушками, зданию. 

Дали приготовил для гостей своего дома множество загадок. К примеру, оптический обман «Обнажённой Галы, смотрящей на море, которая на расстоянии 18 метров трансформируется в портрет Авраама Линкольна» 1975 года не позволит сделать снимок этой работы. В реальности вы видите женщину, на фото появится мужчина. По внутренней стороне стенок черного «кадиллака» будет бежать дождь, выше многочисленных, застывших в разных позах статуэток «оскаров» найдутся золотые унитазы.  

Даже саму могилу мастера вы найдете не сразу. Вредные экскурсоводы позволяют клиентам вдоволь по ней потоптаться. Или ведут к скрипте с табличкой в другой стороне здания. На самом же деле могила находится у всех на виду — это незаметная серая плита в полу в первом зале-холле. Увлеченные загадками полотен, гости музея не смотрят под ноги. 

Кстати, наверное, экскурсоводы мстят мастеру — единственным гидом здесь был он сам. Дали запретил водить экскурсии по музею, объяснив, что посетители должны следовать в нем только своей интуиции и ощущениям.

То, что мастер любил это место, понимаешь сразу. Ни миллиметра в нем не отдано банальной обыденности. Каждый арт-объект, коих в музее сотни, щекочет разум. Это секрет Дали — апеллировать к уму, заставляя его работать вне привычных ассоциаций. Глядеть на мир по-новому, не утрачивая при этом вкуса, — создателю потрясающего театра это удалось.

Скажу вам честно: все короткие четыре часа, которые я провела в музее, меня не покидала улыбка. «Ух ты!» —  сила и простор воображения одного из самых известных художников XX века порой выбивает почву из-под ног. Пусть вы ничего не смыслите в искусствоведении и приехали сюда, чтобы окончательно не растаять на пляже Коста-Бравы, он заденет вас за живое.

Картины великих мастеров, к примеру, Эль Греко и Пикассо, ювелирное , голограммы, трехмерные полотна, даже мебель — их трудно описать. И никакой «старины», никакого налета музейности. Это современный уникальный мир. Неудивительно, что сейчас среди множества испанских сокровищниц, театр-музей Сальвадора Дали занимает второе место по посещаемости после музея Прадо в Мадриде. 

… После смерти Галы Дали переехал сюда, поселившись в башне «Галатея». Здесь он и был похоронен 25 января 1989 года. Кстати, с его смертью связана еще одна история. Когда-то он и Гала придумали двойной гроб, который был установлен в замке Пуболь. Чтобы не разлучаться даже после смерти. Однако жена осталась там одна, а почему — прокомментировал недоумевающей публике мэр Фигейроса. Да-да, тот самый, что когда-то сподвиг маэстро на строительство. По его словам, художник изменил свое решение и хотел стать частью своего детища. И вообще, пообещал Рамон Ровин, после  моей смерти вы узнаете еще две большие тайны Сальвадора Дали. Угадайте, чего с тех пор ждут самые большие поклонники великого сюрреалиста?

Фото автора.