Калуга. Преображение

4 апреля 2021 г. 15:38

Моноплан Кузминского: небо сдалось прогрессу.

Шестидесятилетие первого полета в космос приближается, заставляя вспоминать множество предшествовавших этому событий. К примеру, когда впервые в калужское небо поднялся летательный аппарат с человеком на борту?

История сохранила эту дату. Знаменательный полет случился через двадцать два года после того, как калужский автодидакт Циолковский завершил свою статью «О возможности построения металлического аэростата…». Так, 26 июня 1912 года в провинциальном городке показал свои возможности французский моноплан Блерио.

В тот день в Калугу на расположенный за Крестовским монастырем ипподром пожаловал с гастролями один из первых русских авиаторов, выпускник школы Луи Блерио Александр Кузминский, племянник Софьи Андреевны Толстой.

Отпрыск знаменитого рода (мать, Татьяна Андреевна, считается прототипом той самой Наташи Ростовой, отец, Александр Михайлович Кузминский, – известный судебный деятель) заболел небом тридцати лет от роду, будучи взрослым и состоявшимся человеком. Экс-чиновник особых поручений при министре финансов, в 1910 году он окончил школу создателя аэроплана в Париже, получил диплом, участвовал в авиапразднике в Санкт-Петербурге и… восемь месяцев провел на больничной койке после неудачного полета.

Едва встав на ноги, Кузминский, к ужасу семьи (знаменитый родственник – Лев Толстой в сердцах замечает, что люди – не галки, им в небе делать нечего), снова сел за штурвал аэроплана. Писатель Владимир Казаков в своей книге «Вспомни, облако!», посвященной Кузминскому, рассказывал о том, что памятные для калужан гастроли авиатор предпринял в числе множества поездок в провинциальные города.

Целей было две: первая – популяризация в провинции идей авиации, вторая – бизнес: у Кузминского были планы подняться в небо там, где никто не летал, – над городами Сибири и Дальнего Востока, а на это требовались деньги.

О том, где и когда состоится полет, горожане узнавали из афиш и объявлений в местных газетах. И провинциальная публика неизменно прибывала на место встречи. Подобное же случилось и в Калуге, где посмотреть на чудеса «летуна» собралась огромная толпа во главе с первыми лицами города. Кузминский прочитал небольшую лекцию об авиации и пошел к аппарату.

Два круга над аэродромом, занявшие всего около четырех минут, совершил на глазах у изумленной публики «самолет-трактор» Блерио. Простой в управлении и маневренный, в этот раз он не подвел Кузминского. Авиатор заявлял, что самым трудным моментом для него была посадка, когда восторженная публика бросалась к аэроплану и грозила разнести моноплан в щепки. От разгрома спасали отчаянные крики и яростное жестикулирование авиатора.

По приземлении следовал рассказ о первых успехах русской авиации, в котором звучали имена Сикорского, Гаккеля, Ульянина и прочих. На просьбы покататься Кузминский отвечал отказом – в аэроплане Блерио было только одно место. И все равно публика торжествовала. Да и было чему удивляться: ранее доступное лишь птицам, небо сдалось на милость прогрессу, и это можно было увидеть собственными глазами. Несколько дней в городе только и разговоров было, что о чудо-машине.

К слову, Циолковский полет Кузминского не смотрел. Но запись в дневнике появилась уже на следующий день. Он писал, что полет, который длился минуты четыре, видели дети, а он не ходил. И все. Почему ученый не отправился на ипподром в тот летний день, остается только гадать. Вероятнее всего, его отпугнула толпа, сопровождавшая мероприятие. А может, его, мысленно шагнувшего за пределы атмосферы, мало интересовал полет на 100-метровую высоту, кто знает.

Тем не менее эпоха воздухоплавания в Калуге была официально открыта.

Светлана КОЗЛОВА.

Фото Commons.m.wikimedia.org, Авиару.рф, Forums.airbase.ru, Samoupravlenie.ru.

Поделиться:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *