Безграничное небо Анны Завражновой

Чемпионка по жизни не отказалась от своей мечты.

В рамках проекта «Открытые небеса» мы знакомимся с совершенно разными героями. Они суровы и веселы, красноречивы и молчаливы, горят небом и работают на него. У них разные возраст, образование, профессия, пол.

Общая черта же одна: когда-то их поманило калужское небо и навсегда осталось в сердце и памяти. Даже если от него сейчас их отделяют тысячи километров и целый океан. Лицензированный пилот Анна Завражнова – из их числа.

Об этой девушке есть что сказать и что написать. Чемпионка Европы и России по универсальному бою, мастер спорта, чемпионка Европы по грепплингу, победительница Олимпиады боевых искусств (Санкт-Петербург) и чемпионка Московской области по ММА, она любит побеждать. И не отказывается от мечты.

Анна признается, что летать хотела всегда. А на Калужской земле, под Козельском, началась и ее спортивная карьера: с дружины Александра Невского, которую организовал для местной детворы Андрей Артебякин.

Тогда, в 90-е, родители-москвичи решили переехать на благодатную Козельскую землю, и почти десять лет Анна провела именно там. Увлечение рукопашным боем и желание участвовать в соревнованиях привели к встрече с тренером, мечтавшим собрать женскую команду. Это был мастер спорта международного класса по универсальному бою и ММА Алексей Гуреев.

«Я тренировалась в клубе ММА в Москве, клубе «Родъ» и очень хотела ездить на состязания, но тренеры возили только мальчишек, а я находила соревнования самостоятельно и ездила на них сама, – признается Завражнова. – Платила сама за участие, позволить себе международные не могла». По словам Анны, на одном из турниров по грепплингу встретила Гуреева, который был заинтересован в девушках-спортсменках: «Он меня повсюду возил, на чемпионаты Европы в Германию, Румынию, Болгарию, по России».

«Я всю жизнь соревнуюсь, я испытываю кайф, когда преодолеваю трудности. Еще в школе нравилось решать трудные математические задачки. Мучаешься, а потом – раз, и получается», – говорит чемпионка по жизни.

Спорт спортом, но она мечтала стать пилотом. Наверное, с тех пор, как по ночам, при фонарике, будучи завзятым «читарем», поглощала одну за другой книги из дедушкиной библиотеки и разработала свой собственный кодекс чести. «Моя библия, наверное, «Повесть о настоящем человеке», – рассказывает пилот. – Это была книга про летчика и преодоление».

Увы, но медкомиссия в летном Анну, что называется, завернула. И она исполнила мечту отца – поступила на геологический факультет МГУ, пойдя по его стопам. В университете попробовала себя в самбо, боксе, потом – в ММА.

– Многие говорят, что засматривались на небо с детства и решили потом стать пилотами. У вас как случились «Нормандия-Неман» и лицензия частного пилота?

– Мне казалось, пилотирование недоступно. Очень дорого, какие-то миллионы нужны, большие деньги. Но муж мне подарил полет на Як-52, и тогда я поняла, что это доступно. Начинала летать в Вихреве, а в «Нормандию…» я попала, в очередной раз приехав в гости к любимым племянницам – моя старшая сестра живет под Козельском.

Она рассказала мне, что здесь открылся аэроклуб. Я съездила туда и узнала, что там летный час стоит почти в два раза дешевле. А еще была очень душевная компания, я скучаю по ним. Там выучилась летать на NG-4.

Сложность была не в пилотировании, а в зарабатывании денег. Пошла на три работы, включая тренерскую. Я очень любила и люблю пилотаж, поэтому после Козельска отправилась в Серпухов, в авиационно-спортивный клуб ДОСААФ в Дракине. И там выучилась летать на ЯК-52.

– Были ли неприятные ощущения от полета?

– Нет, только приятные. У меня очень хороший вестибулярный аппарат (смеется.Авт.). Другое дело, когда самостоятельно, уже без инструктора рядом, летаешь, то чувствуешь ответственность. Все воспринимается серьезнее. Внимательнее смотришь на приборы, следишь за обстановкой.

Вот, к примеру, недавно осознала связь между рекомендованной скоростью для маневров, пределом прочности и турбулентностью. Когда попадаешь в нее, надо держать скорость, рекомендованную для маневров, Va или ниже. И тогда в случае если нагрузка на самолет достигнет предельной, то он потеряет подъемную силу, и нагрузка просто исчезнет! Сваливание в этом случае — благо! Оно предотвращает разрушение несущей конструкции самолета! Из сваливания судно легко выводится, это простой маневр.

– Когда закончили заниматься спортом?

– Когда начала летать, подумала о травмах головы и решила, что пора заканчивать.

– США как возникли в перспективе? Была какая-то конкретная цель?

– Я хотела работать пилотом, делать, что нравится, и получать за это деньги. В России не смогла пройти медкомиссию. Даже с плоскостопием второй степени у нас поступить нельзя.

Поэтому когда муж получил рабочую визу, я воспользовалась шансом приобрести лицензию частного пилота, private pilot license FAA. Когда ехала, мало кто верил, что получится: язык был плохой, а тут нужно общаться с контролерами, инструкторами, диспетчерами. Взяла курсы перед поездкой, и на месте удалось быстро подтянуть.

И тут я могу летать в международные аэропорты без какой-либо дополнительной медкомиссии. Хотя она немного строже, если ты хочешь получить лицензию коммерческого пилота и пилота авиалиний, чем для получения лицензии частного пилота, но в любом случае проще, чем в России.

В США выбираешь любой аэродром и летишь. План полета заранее утверждать не надо. Звонишь за 15 минут и получаешь полосу для посадки.

– А как же безопасность полетов?

– Этому тут уделяется намного больше внимания. Все очень регламентировано. Так, ежегодно летчики подтверждают свои навыки пилотирования у сертифицированного экзаменатора. И не могут возить пассажиров, если они за три последних месяца не сделали шесть взлетов и посадок.

Диспетчеры очень помогают: ты звонишь им, просишь сопровождение полета, они постоянно с тобой на связи, предупреждают о других самолетах, изменениях погоды, классах воздушного пространства. Ну и да, пилотом авиалиний ты можешь стать только после минимального налета в 1,5 тысячи часов.

– Вернемся ненадолго с неба на землю. С супругом встретились на фоне общих увлечений?

– Нет, на речке, я тогда еще ни разу не каталась на каяках, которыми он увлечен. Знакомый с физфака МГУ позвал в поход, там и познакомились. Дружили пять лет, потом неожиданно начали встречаться и через год поженились. Кстати, я до сих пор не особо каячу. Выше класса три (четыре по РФ) не ездила, потому что там есть риск серьезной травмы.

– Как муж относится к увлечению пилотированием?

– Хорошо. Он свободолюбивый человек, понимающий.

– Есть ли не мечты, но цели, которые не сбылись до сих пор?

– Я не против слова «мечта». Хочу иметь лицензию коммерческого пилота. Кстати, уже скоро получу допуск к полетам по приборам, а там и до лицензии недалеко. А потом обязательно вернусь в авиационный спорт.

– Может быть, прилетите в наше Орешково, где с недавних пор проводятся авиагонки?

– Обязательно!

Наталья КОНСТАНТИНОВА.

Фото из архива героя публикации.