Мальчик из Воротынска Игорь Паренко с детства мечтал стать летчиком.

Чем в детстве раньше увлекались мальчишки? Футболом, рыбалкой и, естественно, дрались. Нынешние в основном нацелены на бизнес. Мальчик из Воротынска Игорь Паренко мечтал стать летчиком, как его отец. С детства.

– В советское время военный аэродром в Воротынске можно было считать градообразующим центром. Жилые дома, школа, детские учреждения, асфальтированные дороги. А еще город славился спортивными достижениями. Но вас тянуло не на беговые дорожки, а в небо.

– Вообще-то я спортом тоже увлекался, это мне очень пригодилось в дальнейшем. А из любимых предметов была математика. Отец часто говорил о своей любви к небу, но говорить-то говорил, а в кабину самолета меня не брал. Детям разрешалось только походить по взлетному полю и поглазеть на крылатые машины. Смотрел, завидовал и только ждал аттестата зрелости – все для себя я уже решил давно.

– Отец, понятно, был на стороне сына. А мама?

– Да она тоже из летной когорты – инженер связи на аэродроме, еще и отличная спортсменка. Отшумел выпускной бал, и я вместе с другом еду на Украину поступать в Волчанское летное училище.

– Наверное, у вас были особые привилегии? Все же сын военного летчика.

– Да нет, хотя было у меня направление, но экзамены по образовательным предметам были обязательны. Строгая комиссия особенно обращала внимание на медицинские заключения и спортивную подготовку. Впереди были три года учебы, точно, как тогда было в армии. Вначале – курс молодого бойца, казарменный режим.

– А как же полеты?

– Первые месяцы в основном штудировали теорию, но через полгода (непременно с инструктором!) – я уже в кабине самолета.

– Каким было первое ощущение, когда руки коснулись штурвала и машина оторвалась от земли?

– Состояние жуткого восторга.

– Это когда рядом – опытный наставник. Но вот настало время, когда в кабине самолета ты один, и все зависит только от тебя. Не было страшно?

– Знаете, те ребята, которым страшно, не идут в авиацию. Учебные полеты для курсантов не скучная обязаловка. Посадил самолет, прошел разбор полета – все отлично! И снова хочется в небо. Это как наркотик, только в хорошем смысле. Закончив училище, вернулся в Воротынск. Теперь я летчик-инструктор, и мне предстояло показать молодым дорогу в небо. Старался делать это с теми же терпением и настойчивостью, как меня научили замечательные мои летные асы.

– Вы – строгий наставник или давали молодым поблажки?

– Вообще-то я по натуре человек мягкий. Но порой приходилось на своих подопечных и поорать. Был у меня один ученик, спортивный парень, такой накачанный. Но никак он не мог сообразить, что не мускулы главное в летной профессии. Конечно, нужны прочные знания и отличная интуиция, но работать безошибочно, как у хирурга, должны не только руки, но и голова.

– Задача инструктора отличается от обязанностей школьного учителя, для которого важно, чтобы ученик назубок знал параграфы учебника. Выучил, отбарабанил у доски без запинки – получай пятерку.

– Верно. В небе нужна, помимо технических знаний, молниеносная реакция. В полете может всякое произойти, и здесь ни подсказка кого-то, ни шпаргалка не помогут.

– Я знаю, что ваша летная тетрадь, где зафиксировано число ваших вылетов, по объему близка к многотомному роману. Столько раз вы поднимались в небо! И вдруг все кончилось…

– Факт остается фактом. Была у нас в стране мощная организация – ДОСААФ. Под эгидой государства! Были отличные летные школы, которые выпускали классных специалистов. Их не стало.

– Печальная участь постигла и Калужское авиационно-техническое училище (КАТУ), выпустившее в свое время столько «небесных» профессионалов. Выходит, что гражданской авиации больше не нужны молодые кадры?

– Да, мрачные девяностые годы порушили многое. Были перекрыты пути развития многим предприятиям, в том числе и дорогу в небо закрыли. А новые не построили. Но хорошо, что жива память прочного небесного братства. Ежегодно в Воротынске собираются выпускники учебно-авиационного центра. Нам есть о чем поговорить. У всех жизнь сложилась по-разному. Кто-то, как я, простился с небом. Повезло тем, кто летает на международных рейсах – там высокие заработки. А что касается авиационных школ, то их в стране практически не осталось. А значит, и инструкторы больше не нужны. Скучаю по любимой работе. Есть у меня одна заветная мечта – купить маленький самолет. Да ведь она несбыточная!

– Давайте вместе помечтаем: наше государство, поборов пандемию, залечит экономические раны и вернет для молодых дорогу в небо. Тем более что гражданская авиация должна расправить крылья — за пределы России лететь теперь не всем охота. Начнем восстанавливать и строить заново аэропорты, крылатые машины, учебные центры. Тогда и вспомнят, что учить молодых есть кому.

Евгения МИЛЁНУШКИНА.

Фото из архива героя публикации.