Первый и последний Раскольников

Георгий Тараторкин в воспоминаниях Евгении Миленушкиной.

В годы моей молодости самым моим любимым в Москве был театр имени Моссовета. А ходила я туда «на Плятта». До тех пор, пока не увидела на спектакле Юрия Завадского «Преступление и наказание» Георгия Тараторкина. Впервые я была потрясена реакцией зрителей, которые не просто обрушили овации на нового Раскольникова, а долго стояли молча.

Его первого учителя и наставника Зиновия Карагодского я немного помню. Он работал в нашем драмтеатре, а когда стало известно, что он уехал в Питер и устроился в ТЮЗ, многие посчитали, что это для талантливого режиссера мелковато. В студию молодежного театра поступил и Георгий Тараторкин, на первых порах совмещая учебу с должностью осветителя. Именно там он сыграл первые значительные роли. Блестяще сыгранные им Гамлет, Борис Годунов, Петр Шмидт сразу обратили на себя внимание театральных критиков, которые всякий раз после премьер с его участием захлебывались в похвалах.

В 1974 году он покинул северную столицу – поступило приглашение в Москву. В том же году состоялся его дебют, и столица ахнула, увидев нового Родиона Раскольникова. Впрочем, ахнул бы и сам Федор Достоевский. Позже в картине Льва Кулиджанова «Преступление и наказание» российский зритель увидит изломанного муками совести, метущегося убийцу в исполнении новой звезды экрана. Не надо думать, что новоявленный гений ограничится одним персонажем. Тараторкин особенный, ни на кого не похожий в картинах «Перевод с английского», «Дела сердечные», «Маленькие трагедии».

Но есть один сериал (жалко, что давно его не было видно ни на одном телеканале!) – «Чисто английское убийство». Что ни говори, а экранизировать британские детективы в СССР умели. Никто так блестяще не мог передать дух старой Англии, так точно сыграть лордов, сэров, пэров, эсквайров и сыщиков, как наши мастера. Роман Сирила Хейра вошел в сотню лучших детективов XX века. Вообще-то режиссер Самсон Самсонов рисковал, замахнувшись на съемки знаменитой истории. Был выстроен огромный замок Уорбеков с высокими потолками, каминами, дубовыми лестницами и балюстрадами. Все действие фильма – в одном замкнутом пространстве. Но не скучно – глаз не оторвать, не перевести дыхание!

Подбор актеров был немыслимо тщательным. То, что на роль сына старого лорда Уорбека был выбран Тараторкин, – это понятно. Мало кто из российских кинозвезд был наделен такой необычной внешностью. Одни только его глаза, по словам Фаины Раневской, «отражали целое небо». На главные женские роли подходящих русских исполнительниц не нашлось, были приглашены прибалтийские актрисы.

Насколько неповторимы и значимы все сыгранные Тараторкиным персонажи в театре – об этом говорят его бесчисленные награды, в том числе Государственная премия за Раскольникова. А как в личной жизни, насколько он и в повседневном оставался верен своим высоким принципам? Оказывается, он во всем – классический образец. Одна-единственная женщина — Екатерина Маркова, актриса, известная по роли Гали Четвертак в картине «А зори здесь тихие», шла с ним по жизни, нигде не сбиваясь с четкого ритма.

Они познакомились в начале семидесятых на съемках «Преступления и наказания». Можно сказать, что любовь была с первого взгляда. Позже в своей книге Катя напишет, что они весь первый вечер знакомства говорили без перерыва и никак не могли наговориться. А еще она признается, что не знает, кого сильнее полюбила: Георгия или его мать Нину Александровну. (Редкое явление!) Но встречи были короткими: она – москвичка, он — ленинградец. Свадьбу она тоже описывает с юмором: гости расположились в столовой, а молодые все смотрели на часы. Оба боялись опоздать на поезд. Друзьям это надоело, они разом все смели со стола и всей толпой отправились на вокзал, расположившись прямо на перроне. Долгое время влюбленные все еще катались друг к другу. Пока не родился сын Филипп.

А здесь вместе с радостью в дом пришла и беда. Врачи поставили мальчику страшный диагноз — нежизнеспособен. Оба сражались за него как львы. Георгий иногда играл в день по три спектакля – нужны были большие деньги на лучших врачей, целителей, реабилитационные центры. Случилось чудо — победу одержали родители. Мальчик вырос и избрал для себя путь, далекий от театрального поприща, – стал священником. Потом родилась девочка Аня. Она пошла по стопам родителей.

А что же карьера народного артиста России Тараторкина? Одна только маленькая деталь говорит о многом: во ВГИК, в его мастерскую, попасть было практически невозможно. Бессменный секретарь Союза театральных деятелей России, президент ассоциации «Золотая маска». В последние годы он боролся с тяжелой болезнью. Его не стало, когда ему было 73 года. Ушел из жизни лучший Раскольников российского искусства. Будет ли новый, тот самый, что рожден талантом Достоевского? Пока такого не видать.

Евгения МИЛЁНУШКИНА.

Фото photos.rg.ru, domkino.tv, Яндекс.Дзен, m.fotostrana.ru.