Получить перерасчет за некачественные коммунальные услуги стало проще.
Вступили в силу изменения в Жилищный кодекс РФ, благодаря которым жильцы теперь имеют возможность быстрее и без лишних усилий получить перерасчет за коммунальные услуги, если они были предоставлены им недолжным образом или не соответствовали нормативам.
Да, потребители и раньше были вправе требовать перерасчет, но Жилищным кодексом он был предусмотрен только в случае предоставления коммунальных услуг с непозволительно долгими перерывами. В других ситуациях приходилось долго выяснять, кто должен возвращать деньги: УК или ресурсоснабжающая организация.
При этом жалобы жителей на еле теплые батареи в разгар отопительного сезона, скачки напряжения или ржавую воду из-под крана могли чуть ли не килограммами копиться у коммунальщиков, пока те выясняли между собой отношения. Теперь ответ на вопрос, кто должен отвечать за проблемы, прописан четко.
Согласно новым поправкам в Жилищный кодекс при отклонении от нормативов предоставления той или иной коммунальной услуги пересчитывать сумму платежа должен тот, с кем заключен договор на обслуживание. Это или управляющая компания (ТСЖ, жилищный кооператив), или ресурсоснабжающая организация, если жильцы заключили с ней прямой договор. Иными словами, теперь не надо дожидаться результатов спора, кто виноват, скажем, в грязной воде: водоканал или УК, которая не почистила трубы внутридомовой системы. Жалобу надо подавать в управляющую компанию и с нее требовать перерасчет. И даже если позже выяснится, что управленцы не виноваты, они все равно обязаны вернуть деньги, а уже потом, без участия жильцов, самостоятельно разбираться с ресурсниками и добиваться от них компенсации своих финансовых потерь.
Однако то, что с качеством предоставления коммунальной услуги есть проблемы, надо доказать документально. Главным и основным аргументом здесь считается соответствующий акт.
Составить документ – обязанность исполнителя по заявке потребителя. Как рассказали в Государственной жилищной инспекции Калужской области, для этого жилец должен первым делом письменно или устно, в том числе по телефону, обратиться в аварийно-диспетчерскую службу УК или РСО, т.е. туда, с кем заключен договор. Любой формат обращения диспетчер обязан зарегистрировать. Именно с этого момента отсчитываются период предоставления некачественной услуги и, следовательно, срок, за который сделают перерасчет.
— При обращении потребитель обязан сообщить свои фамилию, имя и отчество, точный адрес помещения, где обнаружено нарушение качества коммунальной услуги, и вид такой коммунальной услуги, — рассказали алгоритм действий в региональной ГЖИ. – Если диспетчеру известны причины нарушения, он обязан немедленно сообщить об этом обратившемуся и сделать соответствующую отметку в журнале регистрации сообщений. Если причины сбоя неизвестны, необходима проверка, дата и время проведения которой диспетчер согласовывает с потребителем. Но проверка должна состояться в течение двух часов с момента обращения, если заявитель не выбрал другой день и время.
По итогам визита проверяющих и составляется акт, где фиксируются выявленные нарушения (или их отсутствие). Один экземпляр документа отдают жильцу.
В случае несогласия с выводами, изложенными в акте, потребитель вправе пригласить независимых экспертов. Но здесь важно просчитать, покроет ли будущий возможный перерасчет оплату услуг сторонних специалистов.
Еще один вариант – составить акт о нарушении самим. Он актуален в ситуациях, когда в управляющей компании в двухчасовой срок не реагируют на обращение или пришедшие вдруг «не видят» некачественной услуги.
— При собственной проверке документ подписывается не менее чем двумя соседями и председателем совета дома или ТСЖ, приглашенными на время ее проведения. Составленный акт имеет юридическую силу и передается исполнителю коммунальной услуги для производства перерасчета,
— рассказали в ГЖИ области.
Если УК или ресурсоснабжающая организация станут бездействовать и после составленного акта, с документом можно обратиться в жилинспекцию, комиссию по защите прав потребителей или даже в суд. Через суд, кстати, можно потребовать и возмещения убытков, если, например, из-за перебоев с электричеством вышла из строя бытовая техника.
Начальник государственной жилищной инспекции Калужской области Алексей Дулишкович стал гостем стрима ютуб-канала «Знамя».
Наталья ТИМАШОВА.
Фото Игоря РУЛЁВА.
Комментарии
Больше по теме
Не изменяя авиации. Не стал пилотом, зато отвечает за аэропорт в Калуге
Дожать собственника. Калужане не прекращают тонуть в фекалиях
«Страшно до сих пор». Как живёт Злата Липовая из Козельска после похищения