Калуга. Преображение Дом Старичкова

Как унтер-офицер спас полковое знамя и его семья получила каменный дом.

У каждого старого строения в Калуге найдется пара интересных историй в биографии, но Дом Старичкова в одноименном переулке выделяется даже среди них.

Если посмотреть на архивный снимок, заметно, что здание мало изменилось спустя почти двести лет после постройки.
Положа руку на сердце, дом не блещет особой грацией форм, типичное строение 19-го века. Но какое еще здание в Калуге может похвастаться тем, что в честь его хозяина, не знаменитого писателя, не выдающегося государственного деятеля или купца, а простого мещанина, названа улица?

Главное наследство, которое оставил после себя родне погибший в «битве трех императоров» 1805 года унтер-офицер Семен Артамонович Старичков – это честь. До воинского подвига его персона не привлекала ничье внимание, так что из биографии Старичкова достоверно известно лишь несколько фактов. К примеру, то, что родился он в мещанской семье Артамона Меркуловича Старичкова и его супруги Марфы Васильевны. За неизвестные проступки осенью 1796 года был отдан в рекруты.

Служба протекала успешно. Девять лет Семен провел в Азовском мушкетерском полку. Через три года в его составе Старичков принял участие в знаменитом переходе Суворова через Альпы и итальянском походе фельдмаршала. Позже полк разместился на западной границе Российской державы, в местечке Лабуны в Волынской губернии.
Все эти переезды Старичкова на самом деле можно только предполагать. Ведь звездный час теперь уже унтер-офицера наступил в 1805 году, в Аустерлице. Тогда, 20 ноября, русский император Александр I и австрийский император Франц I столкнулись с Наполеоном I и потерпели поражение.

Много российских офицеров попало в плен. В их числе был и раненый Семен Старичков. Дальнейшее известно со слов рядового Бутырского мушкетерского полка Чайки. Именно ему Старичков передал свое главное сокровище, которое прятал от иноземных военных на себе, — снятое с древка полковое знамя. Ранение унтер-офицера оказалось смертельным, но знамя выжило, переданное им по завету подполковнику Михаилу Львовичу Трескину. С ним знамя вернулось в Россию.

Далее события приняли общероссийский размах. В январе 1806 года полководец Михаил Кутузов написал Александру I: «Подполковник Трескин, разменянный из плена от французов, представил знамя Азовского мушкетерского полка… унтер-офицер Старичков, бывший в плену, покрытый ранами, умирая, отдал оному рядовому сие знамя, умоляя сберечь его, и скоро после сего умер… Сей героический подвиг Старичкова, который при самой кончине жизни своей помышлял только о том, чтоб сохранить и доставить к начальству вверенное ему знамя, понуждает меня донесть о том Вашему Императорскому Величеству».

Оценивший подвиг калужанина Александр распорядился «сделать из сего выписку для припечатаний к ведомостям, рядового Чайку произвесть в унд оф, а семейство унд оф Старичкова призреть». После такой фаворы не устояла и Калужская городская дума, которая построила для матери Старичкова и четырех его сестер каменный дом стоимостью в 1 000 рублей. От императора матери героя была пожалована пожизненная пенсия – 300 рублей в год. А сестры Семена получали по сотне.

Так вот и получилось, что сам герой никогда не жил в своем доме. Зато, по сведениям калужских краеведов, родня пользовалась им до 1899 года. Городу здание перешло за пять лет до революции, в 1912-м. А двести с лишним лет после событий Аустерлица, в 2006-м, имя Семена Артамоновича вошло в список Почетных граждан Калуги.

Наталья КОНСТАНТИНОВА.

Фото Анны ЗОЛОТИНОЙ и Н.В. ЧЕНЦОВА.