История комплекса зданий бывшего калужского завода «Кристалл».

Немного суровый, но внушающий уважение краснокирпичный комплекс казенного винного склада, в котором до 2010 года размещался брендовый калужский «Кристалл», знаком каждому горожанину.

Когда пару лет назад решался вопрос о судьбе постепенно ветшающего без ухода объекта культурного наследия, общественность переполошилась, что мрачный исполин пострадает от рук новых владельцев. Обошлось, хотя что разместится в помещениях, более века использовавшихся для выпуска качественного алкоголя — и не только, неизвестно.

Упоминания о Казенном винном складе, так или иначе, есть во всех местных краеведческих источниках. У Дмитрия Малинина читаем:

«На правой стороне улицы (Ямской, ныне — Ленина. — Авт.) высится громадное красное трехэтажное здание казенного винного склада. В нем работают 50 служащих лиц и 180 рабочих. Склад обслуживает большой район, охватывая, впрочем, не всю губернию, но в то же время отправляя часть вина в соседние губернии. Производство склада в 1910 году было 560 тыс. ведер».

Калужский казенный винный склад, построенный по типовому для того времени проекту, открылся в июле 1901 года. До этого на месте корпусов были так называемые Глухаревские огороды. Краевед Генриетта Морозова в своих «Прогулках…» со ссылкой на СМИ того времени так описывала стройку КВС в 1899 году:

«Место стало неузнаваемо: взамен произраставших там когда-то овощей теперь все громадное пространство взрыто, завалено камнем и кирпичом. На всем этом пространстве всюду: и в канавах, и на грудах материала, копошатся люди».

Уже к ноябрю 1901 года предприятие смогло отчитаться о своей деятельности. До революции 1917 года оно работало исправно, принося в калужскую казну серьезный доход. С самого начала продукция калужского завода отличалась качеством, так что местная водка пользовалась спросом за пределами губернии, о чем и писал Малинин.

В 1914 году был введен сухой закон, так что на время предприятие, как и винные склады по всей России, включая будущий московский «Кристалл» — тогда Московский казенный винный склад № 1, — приостановило свою работу. Ситуация повторится менее чем через сто лет, во время горбачевского сухого закона.

Когда к власти пришли Советы, завод был закрыт, но в 1925 году заработал вновь под названием Калужский водочно-разливочный завод Центроспирта. Судя по архивным данным, корпуса перестроили, набрали рабочих, выдали им спецодежду. На заводе трудились 130 рабочих, 87 из которых были женщины, причем женщины работали исключительно на розливе.

В тяжкие времена Великой Отечественной завод не простаивал, производя спирт и алкоголь для военных нужд. Также предприятие выпускало коктейли Молотова — горючую смесь, наносившую серьезный урон противнику. К слову, в конце немецкой оккупации новые хозяева предпочли вылить огромное число алкоголя в землю, чтобы «русский шнапс» не достался возвращающимся в Калугу советским войскам.

С приходом Победы началось возрождение одного из градообразующих предприятий, которое осваивало новые технологии, обрастало современным оборудованием. И снова завоевало статус производителя качественной продукции. К концу века марку «Кристалла» знали в 82 странах мира. При заводе даже работал музей продукции, который можно было посетить, придя на предприятие.

Что произошло потом, известно из многочисленных публикаций в СМИ. Пережил завод и лихие 90-е, попутно расширив производство. К примеру, некоторым старожилам Калуги памятен майонез от КЛВЗ. По словам представителей «Кристалла», он был награжден «внушительным количеством отечественных и международных дипломов, десятками золотых, серебряных и бронзовых медалей на самых престижных выставках», в 2000 году завоевав «Серебряную медаль гения» на 14-м Всемирном форуме гениев в Токио. Стал обладателем «Факела Бирмингема» (США, 1995 г.) с формулировкой «За достижения в деле выживания и развития в неблагоприятных экономических условиях».

После закрытия предприятия изменилось законодательство, и в старые стены КЛВЗ уже не вернется. Но само здание, признанное объектом культурного наследия, использовать можно и нужно. Глупо хоронить вековые легенды просто потому, что высота потолков в помещениях чуть меньше четырех метров.

Наталья КОНСТАНТИНОВА.

Фото Игоря РУЛЁВА, из открытых архивов.