Кирилл Зайцев: «Остаться на войне человеком»

Евгения Миленушкина – о жизни и творчестве актера и режиссера современности.

Фильмов о Великой Отечественной снято немало: и черно-белых послевоенных, и масштабных многосерийных, прославивших наш кинематограф. Сегодня наш рассказ о звезде экрана будет в другом плане – акцент сделан не столько на биографии Кирилла Зайцева, сколько на его режиссерской работе и видении темы человечности в короткометражке «Сашка. Дневник солдата».

Он родился в семье, далекой от искусства, но в обычной Волгоградской школе отличался от своих одноклассников особым знанием литературы. К примеру, когда по программе изучали грибоедовское «Горе от ума», он завораживал весь класс, изображая всех без исключения персонажей. Увлечений, помимо этого, у него было немало: музыка, танцы и особенно – баскетбол. И что самое удивительное, получив аттестат, он не поехал покорять столичные театральные вузы – выбрал питерскую Морскую академию. Еще во время учебы ему довелось на паруснике поплавать по морям и океанам, повидать Европу и даже Америку.

Почему-то после окончания учебы он решил распрощаться с флотом, переехал в Ригу и направился с документами в Латвийскую академию культуры. Поступил играючи и попал в руки замечательного мастера, художественного руководителя курса Игоря Коняева и профессора Елены Черной, которые повели его дальше по жизни. В Русском театре Риги ему доставались блестящие роли: король Лир, Эраст Фандорин, Николай I, наконец, Печорин, который в исполнении Зайцева абсолютно отличался от того, что нам вдалбливали в школе. Впереди ждала работа в спортивной драме «Движение вверх», где он сыграл легенду советского баскетбола Сергея Белова, за что был удостоен премии «Золотой орел».

Актерская судьба Зайцева изменилась с 2015 года, когда в театре был поставлен спектакль по мотивам повести писателя-фронтовика Вячеслава Кондратьева «Сашка. Дневник солдата». Автор лично прошел через сущий ад во время кровопролитных боев в апреле 1942 года под Ржевом у деревни Овсянниково. Погибает командир роты, и Кондратьев поднимает бойцов в атаку. В том бою выжили немногие. Писатель вспоминает, что у солдата шестьдесят шансов из ста на ранение, тридцать – на смерть и всего десять – остаться живым. Но только до следующего наступления, в котором, согласно теории вероятности, шансы сильно уменьшаются.

О чем повесть? А о главном в жизни: как в нечеловеческих условиях войны поступать по-человечески? Всего один эпизод, когда Сашка ведет в штаб взятого в плен фашиста, понимая, что этот немец не злодей, обычный студент, которого Гитлер погнал на фронт, у которого остались дома мать и любимая девушка. Наш солдат стоит перед трудным выбором: пожалеть или стать палачом, следуя законам военного времени. Этому врагу он обещал сохранить жизнь («Русские пленных не расстреливают!»). Но остаться человеком на войне практически невозможно! Вот и решение комбата (его сыграл Зайцев) – расстрелять! Нет, не потому, что он по своей природе – зверь, а потому, что только что выкопал могилу своей фронтовой подруге, и жгучая ненависть к врагу превращает его в бездушную машину мести.

Тогда Кириллу и его сокурснику Ивану Клочко, сыгравшему роль Сашки, пришла в голову мысль снять короткометражный фильм. Сценарий был написан Игорем Коняевым. Это был первый опыт Зайцева, ставшего и режиссером, и продюсером. Съемки проходили в Архангельской области в Каргопольском районе. По замыслу творческой группы, основное действие картины должно происходить в снежном лесу, и пейзажи деревни Кучепалда как раз подошли – там сохранились дома XVIII века, которых в России почти не сыскать. Местные жители очень тепло встретили молодых кинотворцов, активно им помогали.

Кирилл утверждает, что до этого времени даже не представлял, насколько сложна миссия режиссера. Продюсер – понятно, его задача — добывать средства, а тут ежедневно уйму времени занимала подготовка к съемкам. Но это не все. Вот очередной дубль, и каждая сцена, как рывок в атаку: либо ты ее выиграешь, либо проиграешь, что означает — день потерян. А вообще-то работа была очень интересной, да и материал удивительный. О повести Кондратьева, напечатанной в «Новом мире», замечательно сказал Константин Симонов: «Она настолько гениальна, что без нее литература о войне была бы просто ущербна».

Незамужние девчонки, конечно, ждут, когда начнется разговор о личной жизни сероглазого красавца Зайцева. Зря ждут – эта ее сторона у него под семью замками. Где-то промелькнул снимок – он с высокой стройной красоткой на каком-то кинофоруме, где-то — информация, что имя его избранницы — Анастасия Трубчевская, что она продюсер. Но о загсе пока ни слова! Сам же актер обмолвился, что страшно занят, впереди — огромные проекты.

Последняя его картина – «Серебряные коньки». Красивая история Питера прошлого века. И кажется, сбылась его давняя мечта – сыграть Финиста — Ясного сокола в «Последнем богатыре-2». Зачем ему, актеру такого сложного репертуара, впадать в детство? Да все очень просто – по его словам, после страшных сцен войны так иногда хочется покуражиться, похулиганить. Это ведь тоже относится к сути человеческой!

Евгения МИЛЁНУШКИНА.

Фото zdravrussia.ru, ruspekh.ru, kino-novosti.org.ua, vdvsn.ru.