«Батальон» просит огня»

Руководитель военно-исторического клуба Юрий Нефедов о том, зачем нужна реконструкция сражений.

Участники военно-исторического клуба «Батальон» стремятся опровергнуть слова героя Лермонтова: «Богатыри — не вы». Они восстанавливают сражения, примеряют на себя гимнастерки героев, дедов и прадедов, «грудью защитивших страну».

Клуб был создан в 2005 году на базе Калужского областного краеведческого музея. Мы расспросили его руководителя, Юрия Нефедова, об истоках энтузиазма реконструкторов былых сражений в наше неромантичное время.

— Чем привлекают вас история и реконструкция?

— История — это часть нашей жизни, близкая или дальняя, не имеет значения. Историю свою и своей страны, да и не только своей, нужно знать и беречь, как говорится, все новое — это хорошо забытое старое. Реконструкция помогает приобщиться к ушедшим временам, ведь без прошлого нет будущего. Почувствовать себя человеком ушедших эпох — это дорогого стоит.

— «Времена не выбирают», занятие реконструкцией — не бегство ли от реальности?

— Реконструкция, или, как еще принято называть,  живая история, — это, несомненно, уход от реальности, но этот «уход» позволяет взглянуть в прошлое. Очень увлекательно изучать материальную культуру разного времени, ну и, как вишенка на торте, — это достаточно экстремальное увлечение.

 — Сколько в Калуге, России подобных клубов?

— В Калуге их существует на данный момент порядка пяти — шести, они занимаются реконструкцией. Период — от Средневековья до Второй мировой войны.

— Мне рассказали, что вначале вы выступали в реконструкциях в форме вермахта. Что вас на это подвигло?

— Это не совсем так. С 2004 года я принимал участие в мероприятиях в униформе рядового Красной армии, затем, когда в клубе набралось отделение красноармейцев, было принято решение развивать направление, связанное с противником. Не вижу ничего странного или страшного в правильной и достоверной реконструкции «темной стороны» любого исторического периода. Обычно тот противник, что приходил к нам с мечом, был очень силен. Показывая, как в разные периоды наш народ одерживал победу, мы увековечиваем память наших предков. Так что реконструкция противника — это один из важных аспектов.

— Расскажите о наиболее масштабных реконструкциях сражений, в которых участвовал ваш клуб.

— Масштабные фестивали по Великой Отечественной войне: «Поле боя», «Москва за нами», «Моторы войны», «Северодвинский десант» и многие другие. Если брать мероприятия по Первой мировой войне, то это «Гумбиненское сражение». Мероприятия по 1812 году — это, несомненно, Малоярославецкое сражение и Бородино. Наш клуб является организатором нескольких крупных и не очень мероприятий, посвященных различным периодам истории нашей страны и Калужского края.

— В Советской армии существовало требование — солдат должен быть способен неограниченно долго нести на марше груз, равный весу своего тела. Какие требования вы предъявляете к желающим вступить в клуб?

 — Реконструкция — это все же условность. Никаких особых требований к членам клуба не предъявляется, самое главное — это разделять наши взгляды и увлечение.

Расскажите, как возник клуб, кто оплатил амуницию? Есть ли в снаряжении подлинные вещи? Назовите имена и профессии нескольких активных участников.

 — Клуб появился среди друзей и знакомых, которым так или иначе было интересно изучать историю. Причем не только документально, но и примерять на себя и применять на практике. Униформа, снаряжение и вооружение — все это каждый приобретает за свой счет, никто не спонсирует. В Калужском отделении клуба — больше сорока «активных штыков», у каждого своя активность в зависимости от свободного времени и увлеченности. По своему социальному статусу члены клуба очень разнообразны, есть школьники, студенты и представители различных профессий, служб и разного рода деятельности.

— Как часто вы тренируетесь, как проходят эти занятия (изучение истории событий, ориентирование по карте…)?

— Каждый член клуба «тренирует» сам себя, изучая выбранное им направление, руководители, командиры и одноклубники помогают в этом. Иногда проходят лекции на конкретную тему, а закрепление полученных знаний проводится на полевых выходах и различных мероприятиях. Изучается все, в реконструкции нет мелочей. Правила ношения формы, обращения с оружием (пускай это макеты, но все же), тактика действий, документы, уставы и многое другое очень важны.

— Где воевали ваши прадеды, что вам известно о тружениках тыла вашей семьи?

 — К сожалению, жернова войны не оставили никакой информации о моих прямых родственниках. Известна только дата призыва и извещение о смерти, больше никакой информации.

— Поете ли вы с друзьями песни военных лет и какие?

— Конечно, бывает и такое, особенно вечером у костра. Любимых песен нет, каждая хороша по-своему.

— Принимаете ли вы участие в поиске захоронений воинов?

— Это необязательная, а, скорее, факультативная часть. Конечно, среди членов клуба есть бывшие и действующие поисковики. Клуб периодически централизованно участвует в открытии памятников и мемориалов на территории Калуги и области, естественно, и в захоронении останков солдат, найденных на полях сражений. …Актуальность задач клуба возрастает с каждым днем. Когда народ забывает прошлое, оно повторяется. Один юноша спросил вашего корреспондента, зачем нужны такие тяжелые фильмы, как «Иди и смотри» Элема Климова. А через два дня в Одессе сожгли мирных жителей… Помни войну!

Маргарита РАЗУМИХИНА.

Фото из архива Юрия НЕФЕДОВА.