Александр Кауров несколько десятилетий украшал страницы «Знамени» своей графикой.

Творческая биография мастера пока не изучена, в Государственном архиве Калужской области хранится 83 дела, содержащие документы 1929 — 1988 годов, ждущие исследователей. Среди них — фронтовые рисунки Александра Александровича, пейзажные и видовые зарисовки, карикатура, книжные иллюстрации, портреты, промышленная и прикладная графика.

Переписка художника, фотографии с Ираклием Андрониковым, Верой Мухиной, Кукрыниксами достойны издания. В областном музее-заповеднике хранятся фронтовые письма, рисунки, оригиналы картин мастера.

Александр Кауров (1916 — 1988) родился недалеко от Ижевска. Все Сашины промокашки, обложки тетрадей были покрыты рисунками — карандаш стал с детства его страстью. Способного мальчика отправили на учебу в Москву. В голодное время дружки уговорили Сашу уехать на юг, туда, где дешевые арбузы и всегда тепло. Компания добралась до Армавира, подростки воровали и бомжевали. Саша затеял для прокорма рисовать с натуры портреты за плату в городском парке. Однако партработник стоявшего неподалеку горкома КПСС пресек эту  деятельность несовершеннолетнего, уговорил мальчика вернуться в столицу и «учиться, учиться, учиться».

Выпускник вернулся в полюбившийся Армавир, женился, переехал в Краснодар, стал трудиться в краевой газете. В июне 1941 года Кауров пошел в военкомат, отказавшись от брони сотрудника прессы. Во время тяжелых боев, при отступлении, Александра Александровича тяжело ранило в обе ноги. Ему грозила ампутация, но полевой хирург, женщина, сумела вылечить Каурова, сохранить ноги. После госпиталя Александр вернулся на фронт. В минуты затишья он рисовал уморительные шаржи на однополчан. Те отсылали рисунки домой вместо фотографий.

Его творчество заметили военные журналисты, и дальнейшую службу капитан Кауров проходил во фронтовой газете «Боец РККА». В редакции этого издания Закавказского военного округа работали майор Виталий Закруткин (будущий автор повести «Матерь человеческая»), капитан Ираклий Андроников (будущий уникальный телелитературовед)!

На шаржах мастера Николай Гоголь жмет руки бойцам Красной армии (один из них — копия Каурова): «Спасибо, сынки, за Сорочинцы и Миргород!» — говорит классик воинам. Триптих о наступлении наших войск обыгрывает названия городов Опочка, Ораны, реки Оболь. «О… о… о… раны!» — восклицает фюрер, хватаясь за пятую точку (туда ударил советский сапог). Для полноты композиции Геббельс корчится в углу рисунка с характерной для него экспрессией.

В 1952 году Александр Кауров пришел работать в «Знамя», и газета зацвела его изящными виньетками, портретами передовиков производства, острыми рисунками к фельетонам. Его карикатуры разили бюрократов, бракоделов, пьяниц.

Спасибо «нашему Сан Санычу», защитнику и художнику! Его память жива не только в архивах, но и душах людей, хоть ненадолго соприкоснувшихся с ним.

Маргарита РАЗУМИХИНА.

Рисунки из архива газеты «Знамя».