Крона Маковских

Широким шатром раскинулась крона родословного древа Маковских. Золотые плоды творчества шести представителей трех поколений этой династии показал Калужский музей изобразительных искусств. Тридцать три работы представлены Государственным Русским музеем!

Среди них такие сокровища, как известное каждому еще по учебнику «Родная речь» полотно «Ночное», хрестоматийный портрет лукаво улыбающегося мудреца Островского. Творения Маковских, разные по даровитости, объединены национальным духом, — энциклопедия России.

Живописцы и критики, реставраторы и архитекторы — они соединили Золотой и Серебряный века русской культуры. Экспозиция выставки включает в себя сорок четыре произведения, и одиннадцать из них представил Калужский музей.

Родоначальником династии был Егор Иванович Маковский — бухгалтер, коллекционер и страстный любитель искусства. Его отец, Иван Борисович, интересовался архитектурой и собирал лубки. В доме бывали Гоголь, Глинка, Брюллов, Каратыгин, Островский, Тропинин.

Не диво, что в такой атмосфере трое сыновей — Константин, Владимир, Николай, и дочь Александра стали художниками, а вторая дочь, Мария, — певицей. Причем в семье появились два творческих антипода — Константин и Владимир. Они были участниками борьбы между академистами и реалистами.

Константин писал: «Тем, что из меня вышло, я считаю обязанным себя не академии, не профессорам, а исключительно моему отцу». Он с юности писал эффектные портреты богатых заказчиков, даже членов императорской семьи. Но в 1863 году Константин покинул академию, записался в Петербургскую артель-коммуну, а затем Товарищество передвижников.

На склоне лет художник каялся в работе за высокие гонорары: «Я слишком любил жизнь, и это мешало мне всецело отдаться искусству».

Владимир Маковский по характеру — исконный народник. Его сюжетные полотна — будто иллюстрации к произведениям Достоевского, Гоголя, Лескова, Чехова. Они полны сострадания к маленькому человеку, гнева на жестокость и лицемерие бар.

В 1869 за картину «Крестьянские мальчики стерегут лошадей» был награжден золотой медалью Академии художеств. Сюжет неоднократно повторялся художником, вариант под названием «Ночное» находится в Русском музее и представлен на выставке. После реформы Академии художеств и победы передвижников Владимир стал ректором.

Картины реальной жизни, остросоциальные полотна подобны памфлетам. Вот «Благотворительница», барыня брезгливо разглядывает в лорнет оборванное семейство обедневшего чиновника. Благотворительность — фиговый листок, которым не прикрыть срам несправедливого общества, с жаром утверждает художник.

Сюжет «Краха банка» понятен современнику, пережившему 1992, 1998 годы, не поспевающему за галопирующей инфляцией. «Беседа. Идеалист-практик и материалист-теоретик» противопоставление «идеалиста», опирающегося на официальную идеологию, разжиревшего лавочника, и худенького учителя.

«Осужденный» — портрет рабочего, политического, и горе его родителей крестьян. Эти полотна формировали общественное мнение, они были вкладом автора в борьбу за социальный прогресс.

На выставке представлены работы Николая Маковского, навеянные путешествием по Северной Африке. Сестра даровитых братьев, Александра, не получила систематического художественного образования, но стала одной из первых в России профессиональных женщин-художниц.

Сергей Константинович Маковский был издателем, критиком, мемуаристом и поэтом Серебряного века. Он участвовал в собраниях «Мира искусства», работал с группой «Голубая роза».

Елена Константиновна Маковская училась у Ильи Репина в школе Марии Тенишевой и в Академии художеств. На выставке представлен ее живописный портрет брата Сергея.

Елена Константиновна вышла замуж за австрийского скульптора Рихарда Лукша, жила в Вене и Гамбурге, преподавала в Художественно-промышленной школе. Двое из троих ее детей продолжили семейную традицию: Петр стал художником, Дмитрий — архитектором.

Александр Владимирович Маковский стал академиком живописи, преподавателем. Его картина «Тетеревиный ток» — словно душа сочинений страстных охотников Тургенева, Аксакова. Внучки живописца, Анна и Наталья, занимались изучением и реставрацией произведений древнерусского искусства.

Наталья Константиновна работала в Русском музее художником-реставратором. Она пережила блокаду в Ленинграде, а после войны преподавала в Институте имени Репина.

Выставка продлится до 1 марта, и калужане смогут посетить занимательные экскурсии, интерактивные занятий для детей, посмотреть видеофильмы о драматичных судьбах художников.

Шестнадцатого ноября на фоне полотен Маковских прозвучит музыка театра и кино в исполнении «Народной филармонии». Насладитесь настоящим искусством живописи, обновите звучание его камертона в душе!

Фото Анны ЗОЛОТИНОЙ.

Ещё по теме: