Вам «шашечки» нужны или доехать?

В Госдуме предложили ограничить выдачу лицензий водителям, работающим таксистами.

Депутат Госдумы Александр Старовойтов отправил во временную комиссию, разрабатывающую концепцию регулирования рынка такси, предложение, суть которого сводится к тому, чтобы отдать на откуп регионам решение о количестве выдаваемых таксистам лицензий на перевозку пассажиров. Ссылаясь на мнение экспертов, депутат считает, что в среднем достаточно 30 лицензий на тысячу человек населения города.

Известие об этом предсказуемо вызвало бурную реакцию как о стороны самих таксистов, так и тех, кто часто пользуется услугами этого вида транспорта. Проблемы такси в последнее время всплывают в обществе с незавидным постоянством.

Только-только немного схлынула волна недовольства по поводу так называемых «подключашек». «Знамя» обращалось к этой теме в статье «В булочную теперь на такси не съездишь». Выяснилось, что существующая система подключения к агрегаторам позволяет буквально за 10 минут стать таксистом. При этом сами такие агрегаторы, «подключашки» на сленге самих таксистов, никакой ответственности за перевозку не несут.

И вот новое предложение от законодательной власти. Понятно желание навести порядок в сфере легковых перевозок пассажиров.

Сегодня отношения водитель — пассажир в ряде случаев напоминают не комфортную поездку до места назначения, а опасный поход через минное поле.

Буквально на днях в Нижнем Новгороде произошла очередная трагедия.

Как сообщают местные СМИ, таксист привез пассажира не по тому адресу, и человек отказался платить. Перепалка в салоне ни к чему не привела, и тогда водитель нажал кнопку SOS. На призыв о помощи тут же подъехали коллеги таксиста и забили пассажира до смерти.

В Калуге до смертельного исхода пока не доходило, однако возмущенные жители нет-нет да и выкладывают претензии к работе таксистов. Справедливости ради стоит отметить, что далеко не всегда виновником становится водитель, бывает, и сами пассажиры ведут себя крайне агрессивно.

Вопрос в другом. Исправит ли проблему такси решение об ограничении выдачи лицензий. По мнению руководителя общественной организации «Дорожный патруль-Калуга 40» Дмитрия Павлюченко, эта мера практически не изменит положения. Более того, она приведет к повышению тарифов.

«Нужно изменить саму субъектность лицензий. Разрешения необходимо выдавать не на автомобиль, а водителю. Лицензию на перевозку пассажиров должен иметь не автомобиль, а человек», — считает Дмитрий.

С этим сложно не согласиться. Действительно, получение лицензии заставит человека более ответственно относиться к своей работе. Однако эта мера, по мнению многих работающих сегодня таксистов, вернет на дороги бомбил, то есть тех, кто подвозит пассажиров вообще безо всяких разрешений.

С другой стороны, ограничение лицензий неизбежно ударит по агрегаторам — «подключайкам». Ограниченное лицензирование выгодно лишь официальным таксопаркам. Однако содержать автопарк со всеми необходимыми по закону обязательствами никому сегодня не выгодно.

По сути, ситуация с такси находится в патовом положении. Таксисты и агрегаторы практически не несут ответственности за перевозку пассажиров, но последние с удовольствием пользуются их услугами. Цена поездки на такси сегодня часто равнозначна цене поездки на общественном транспорте, особенно если речь идет о нескольких пассажирах, которым без такси пришлось бы ехать на том же троллейбусе с пересадками.

Несмотря на кажущуюся безвыходность, вопрос с «шашечками» решать придется. Причем не разовыми нововведениями, а коренным изменением самого понятия «такси». Каким путем пойдет законодательная власть в России, пока непонятно. Временная комиссия в Госдуме окончательного внятного предложения не вынесла.

А пора бы уже. Убийство пассажира в Нижнем Новгороде, многочисленные аварии с пострадавшими клиентами, агрегаторы, сбивающие цены, непонятность самого существования профессии таксиста могут вылиться в нечто более, чем стенания обиженных в социальных сетях. Телеграм-каналы уже открыто пишут о готовящейся в декабре общероссийской «революции шашек». Надеюсь, вспоминать русскую пословицу про жареного петуха будет излишне? Быть может, пора бы уже определиться, что нам необходимо: «шашечки» или живым доехать?

Кстати, Роспотребнадзор открывает всероссийскую горячую линию по услугам такси и каршеринга. Она будет работать с 11 по 25 ноября, сообщает пресс-служба ведомства.

Обратиться в созданный центр Роспотребнадзора по этим вопросам можно будет по телефону 8-800-555-49-43. Работа этого сервиса будет бесплатной и круглосуточной, однако консультации в территориальных органах и организациях Роспотребнадзора будут проводиться в соответствии с установленными в них графиками работы.

Фото Анны ЗОЛОТИНОЙ.

Еще по теме: