Наталья БЕЛОХВОСТИКОВА. Вечная любовь

Эта песня звучала в многосерийном фильме «Тегеран-43», где в главной роли снималась народная артистка России, лауреат двух Государственных премий Наталья Белохвостикова. Но речь пойдет не столько об этой картине, сколько о небывалой в наши дни любви двух сердец.

Отец Наташи Николай Дмитриевич Белохвостиков — дипломат, работал чрезвычайным и полномочным послом СССР в Канаде, Великобритании, Швеции. Мать Анна Романовна — при посольстве переводчиком. Девочке не было и года, когда родители увезли ее в Англию, где она прожила пять лет и уже сносно говорила на английском. Из детских воспоминаний остался день церемонии коронации Елизаветы. Запомнилась не будущая королева, а мама в красивом сиреневом платье, аристократической шляпке и перчатках. Потом родители отправили ее к бабушке в Москву, чтобы она училась в русской школе.

Дебют тринадцатилетней Наташи в кино был неожиданным, как и многое в ее дальнейшей судьбе. На каникулах она гостила в Стокгольме у родителей. В это же время там режиссер Марк Донской снимал фильм «Сердце матери». Он был хорошо знаком с Николаем Дмитриевичем, а когда увидел его дочь, сразу понял: это замечательный типаж, такой должна была быть юная Мария Ильинична, будущая мать Ленина.

И снова — то ли знамение свыше, то ли мистическое совпадение.

Как-то, попав на «Мосфильм», столкнулась в коридоре с одним из участников съемок «Сердце матери». Конечно, она тогда понятия не имела, что с ним рядом — известный режиссер Сергей Герасимов. А тот сразу вспомнил юную актрису и пожалел, что курс уже набран, но обещал через год взять ее к себе без экзаменов. Слово сдержал — не закончив школу, Наташа стала студенткой ВГИКа.

И первым серьезным испытанием стала роль Лены Барминой в фильме «У озера». Ее партнером был Василий Шукшин. В истории кино это был уникальный случай, когда лауреатом Государственной премии СССР стала девятнадцатилетняя студентка.

У Сергея Герасимова был принцип — снимать своих талантливых учеников. Вслед за Барминой Наташа перевоплотилась в Матильду де Ла-Моль. Пятисерийный фильм «Красное и черное» очаровал всех российских зрителей. Здесь ее партнером был тоже студент с курса Герасимова Николай Еременко-младший. А дальше в цепочке судьбоносных неожиданностей случилась главная встреча ее жизни. Она летела на фестиваль в Белград с картиной «У озера», и тем же рейсом летел неизвестный ей мужчина, который вел себя очень странно: ему предлагали закурить, а он мял в руках сигарету, и табак сыпался ему на брюки. Это был известный режиссер Владимир Наумов, который вез в Югославию свой фильм «Бег».

В общем, эту пару благословило небо. Во время съемок фильма журналисты спросили Наумова, какие у него впечатления от Белграда. Он ответил коротко: «Наташа». Тогда ему было 43 года, а ей — 21. Он пригласил ее в ресторан и сделал ей предложение. Она написала на салфетке: «Согласна». Через год у них родилась дочь. Теперь в семье было две Наташи. Дальше началась совсем другая жизнь. Наумов ввел молодую жену не только в мир большого кино, но и в мир большой литературы, искусства. Конечно, она снималась почти во всех крупных лентах своего мужа: в «Береге» сыграла Эмму Герберт, немецкую девушку, влюбившуюся в советского лейтенанта, затем опять же в главных ролях: «Легенда о Тиле», «Десять лет без права переписки», «Джоконда на асфальте».

И все же самой оглушительной работой В. Наумова остается сериал «Тегеран-43». Наталья Белохвостикова сыграла Мари Луни в трех возрастах и была удостоена второй Государственной премии. И если до этого ей посчастливилось играть в паре с такими звездами кино, как Иннокентий Смоктуновский, Альберт Филозов, Александр Михайлов, Владимир Высоцкий, Игорь Костолевский, то здесь ей предстояло работать с самим Аленом Делоном. Правда, он оказался капризен: узнав, что у него роль всего на одну страничку, поставил Наумову условие, чтобы к утру было двадцать страниц текста на французском языке. Но если героя Делона убивают на набережной Нотр-Дам, то по жизни Наталья (им спасенная от пули) на самом деле получила серьезную травму ноги.

Кто-то, конечно, недобро хмыкнет: легко живется актрисе за спиной звездного режиссера, ей ли не получать лучшие роли? Но всей своей жизнью эта пара доказала, что есть на земле, помимо практицизма, настоящее огромное чувство. Вспомним знаменитую «Вечную любовь» из «Тегерана» в исполнении Шарля Азнавура. Музыка была написана французским композитором Жоржем Гарваренцем специально для Белохвостиковой. Эта мелодия сопровождает фильм на всем его протяжении.

Вечная любовь — это и мелодия всей ее жизни. Любовь родителей были для нее образцом высокого чувства. Но одно дело — любящий супруг в домашней обстановке, а известно, что все маститые режиссеры — сущие звери. Наташа уверяет, что Владимир Наумович на съемочной площадке — фонтан выдумок и юмора. Дома же, по словам дочери, мама — солнышко, а отец — катализатор идей. Дочь, чтобы не обидеть родителей, решила освоить сразу две профессии — актрисы и режиссера.

Вернемся опять к теме мистических знаков судьбы. Как-то в одном из детских домов, куда часто заходят родители, к ним подошел мальчуган и, глядя на крестик у Наташи, сказал: «А у меня такого нет».

Так в семье появился трехлетний брат Кирилл. А потом и новый преданный друг. Его отыскала Наташа-младшая. Для своего режиссерского дебюта (фильм «Год Лошади — созвездие Скорпиона») ей был нужен конь с человеческими глазами. С трудом такого отыскала, и взаимная любовь была необыкновенной. Но известно, что лошади очень ревнивы. Как-то, увидев рядом с хозяйкой некоего мужчину (Ивар Калныньш), точно взбесился, вцепился зубами в Наташу и бросил под копыта.

Фильм получился весьма посредственным. Зато теперь семья Белохвостиковой и Наумова в полном составе каждый выходной отправляется на свидание к строптивому коню, потому что зла не помнят, а просто любят. Получается такая идеальная семейная сага, где ни бурь, ни потрясений. Хотя, как и прописано жизненными правилами, горести и утраты никого не минуют. Но за сорок лет совместной жизни любые испытания они встречают с достоинством.

Героини Белохвостиковой очень схожи с ней самой. Она не любит сниматься в сериалах, не мелькает в ток-шоу, избегает шумных приемов. Главная ее радость — семья. Она безмерно благодарна судьбе, что свела ее с Владимиром. Если бы не он, никогда не сидела бы она за одним дружеским столом с Евгением Евтушенко, Булатом Окуджавой, с гением кино Федерико Феллини. А главное — у нее никогда не было бы таких замечательных детей.

Еще по теме: