Константин Лавроненко. Посмотреть волку в глаза

Константин Лавроненко — единственный российский актер, который был удостоен призов Каннского и Венецианского фестивалей за лучшую мужскую роль в фильмах Алексея Звягинцева «Возвращение» и «Изгнание». Кто бы из синофилов мог подумать, что этот актер метался с одной на другую работу много раз?!

Со школьных лет удивлял одноклассников умением мастерски пародировать знаменитых комиков. Особенно у него получался Аркадий Райкин. Наблюдая за братом, сестра буквально за руку отвела Костю в театральный кружок при ДК «Ростсельмаша», директором которого была мать небезызвестного Сергея Жигунова. Она долго присматривалась к мальчику, а потом вызвалась лично отвезти его в Москву для дальнейшей учебы.

 

Не то чтобы он не понравился приемной комиссии Щукинского училища, просто по годам был еще слишком молод. Пришлось возвращаться домой, где его сразу взяли на второй курс училища искусства. Дальше была служба в армии, но военной подготовкой и дежурством на кухне Лавроненко не утруждали — он сразу был зачислен в ансамбль песни и пляски Северо-Кавказского военного округа. Сначала пел, а потом стал пробовать себя в конферансе, причем тексты реприз придумывал сам.

Заметьте, как удачно все получалось у юного дарования на пути к театральным подмосткам. Учеба в Школе-студии МХАТ — и сразу приглашение в театр «Сатирикон». Следом — Ленком. Разве это не мечта для многих молодых? Какое-то время он участвует в постановках студии Мирзоева. А тот, уезжая в Канаду, отдал театральную труппу в полном составе режиссеру Владимиру Клименко, известному в театральных кругах как Клим. Так появился проект под названием «Мастерская Клима». С гастролями «Мастерской» Лавроненко объехал всю Европу. Казалось бы — прямой путь в сторону Голливуда.

И что? Костя снова уходит совсем не в театральном направлении, устроившись на работу таксистом, затем — маркетологом, дорос до ресторанного бизнеса, став даже директором. Денег хватало, и вроде жизнь удалась. Но душа просила другого, и он возвращается, наконец, в профессию. Возможно, здесь на него влияние оказал Евгений Евстигнеев, с которым он снимался в картине «Еще люблю, еще надеюсь». Он и стал для него главным учителем.

А где же слава? Она пришла только через двадцать лет. Его отыскал известный режиссер Андрей Звягинцев и предложил главную роль в своей картине «Возвращение».

Лихо закрученный сюжет: после долгих скитаний в семью возвращается блудный отец и начинает по своему усмотрению строить сыновей, которые ему не больно доверяют. Фильм русского режиссера буквально взорвал киномир. На Венецианском фестивале лента получает «Золотого льва» и попадает в прокат 70 стран мира. Через четыре года Звягинцев привез в Канны «Изгнание», где снова в главной роли — Лавроненко. Теперь он уже — звезда мирового масштаба.

Сказать, что обе работы режиссера были однозначно восприняты киноведами, нельзя. Одни считали, что Звягинцев копирует модную в советское время тему семейных отношений, человеческой сущности, другие упрекали его в чрезмерном увлечении аллюзиями в погоне за метафорами и символами. Казалось, что цунами критики смоет вчерашнего любимца в океан забвения, и утонет там Ловроненко заодно с Андреем Звягинцевым. Что же касается широкого зрителя, то поклонников актера стало еще больше, особенно среди женского пола.

Все, конечно, думают, что я буду здесь приводить в пример детективный боевик «Ликвидация», где актер потрясающе сыграл одесского бандита Чекана. Но мне хочется назвать его роль уникального сыщика Рощина в полицейском триллере «Клим». Именно эта работа актера выделяется уже тем, что ему пришлось сниматься с необычным партнером — с живым волком. Рощин по профессии ученый-этолог, который для поимки преступников не использует оружие — только звериное чутье. Долгое время он жил в волчьей стае и в совершенстве овладел повадками зверя.

Но нужно ли этими повадками владеть актеру и близко знакомиться с диким животным? Конечно, для этого существуют дублеры и различные компьютерные хитрости. Лавроненко пошел на риск, решив для себя так: если он лично не войдет в контакт со зверем, значит, его работа будет выглядеть неубедительно. И он направился в сторону вольера, руководствуясь одним правилом — зверю нельзя смотреть в глаза. А еще он помнил наставления дрессировщика: в стае не любят слабых.

Константин делает шаг в сторону волчары, а в голове одно утешение: его перед этим хорошо накормили. Идут на сближение, и Константин поднимает на «врага» глаза, желая доказать свое превосходство. Победа — серый поджал хвост.

Наверное, именно так через преодоление самого себя строит актер свою жизнь. Никаких вредных привычек, никаких случайных романчиков. А ведь была у него интересная встреча на съемках фильма «Изгнание». Его неверную жену сыграла звезда Шведского королевского театра Мария Бонневи, которую Звягинцев никак не мог отловить по причине забитого гастрольного графика. Ради нее пошел даже на отчаянный шаг — перенес съемки фильма на целый год!

Отыскала в сетях изумительный снимок, когда сценические супруги идут по красной фестивальной дорожке в Каннах. Как хороши! Но роман не случился. Потому что подобное не соответствует принципам звездного актера.

Он еще в молодые годы встретил свою Лиду (вместе работали в театре «Сатирикон»), и по сей день живут счастливо, воспитав дочь Ксению. Кстати, она характером — вся в отца. Нет, в таксопарке не работала и молоком, как папа, не торговала. Закончила престижный МГИМО, но потянуло ее от международной журналистики в сторону сцены, и сейчас ее можно увидеть в театре «Содружество актеров Таганки» вместе с отцом.

Еще по теме: