Старый новый Машзавод

Для коренных калужан название «Калугапутьмаш» малопонятно — другое дело — машзавод, даже городские транспортники свои остановки называют по-старому из уважения к старинному предприятию, пережившему все сложные зигзаги времени, взлеты и грань падения.

Двадцать пятое июня, конечно, никакая не календарная дата, но для завода значимая — подводились итоги первого этапа реализации национального проекта «Повышение производительности труда и поддержка занятости». Пожалуй, этот проект один из самых главных, без него ни о каком экономическом рывке России говорить нечего.

Вначале немного истории. Пять лет тому назад, в апреле 2014 года, произошло событие, положившее начало второму рождению старого, но славного машзавода. На предприятие вместе с губернатором области Анатолием Артамоновым приехали президент группы «Синара» Дмитрий Пумпянский и другие высокие гости железнодорожной отрасли.

Нам, журналистам, вначале было не очень понятно: зачем такой гигантской компании брать под свое крыло не очень успешный завод, а с ним еще и Людиновский тепловозостроительный, и наш Ремпутьмаш? Но потом стало ясно — создание мощного холдинга даст возможность нашим предприятиям совершить мощный рывок к глобальной модернизации. Кстати сказать, Калугапутьмаш уже тогда вышел из состояния временной спячки начала девяностых и демонстрировал устойчивую динамику роста производства. Мало того — входит в пятерку крупнейших заводов путевых машин, выпускающих более 70% всего объема для строительства, планового ремонта путей и текущего содержания магистралей России.

Работать калужским заводчанам пришлось в ускоренном режиме, и вскоре стало ясно — завод возвращает себе былую славу. В конце минувшего года Калугапутьмаш стал участником национального проекта и одним из первых среди площадок холдинга в Калужской области принял участие в проекте. Работа рассчитана на три года, график жестко расписан и находится под постоянным контролем руководства предприятия. В итоге планируется производительность труда поднять на 30%. В настоящее время на заводе завершен пилотный проект «Увеличение производительности выпуска крана УК 25/25 за счет поэтапной сборки». Результат увидим уже в июле, когда выпуск четырех укладочных кранов станет ежемесячным.

Изменения, проходящие на заводе, — системный процесс, затрагивающий все аспекты деятельности предприятия, поэтому уже разработаны и внедряются ряд сопутствующих проектов, где руководителями являются все топ-менеджеры.

В самом начале нужно было провести обучение персонала, чем и занялся Федеральный центр компетенций (ФЦК). Это стало фундаментом успеха и непременным условием участия в проекте.

На заводе была сформирована рабочая группа, в задачу которой входили поиск узких мест при производстве укладочного крана, разработка и создание в цехе эталонного рабочего места. Все это мы увидели своими глазами в цехе № 21. У самого входа в огромное помещение, где люди в сравнении с гигантскими кранами кажутся муравьями, расположен любопытный стенд «Что было, что стало?». А рядом с фотографиями — уже знакомые листочки заданий каждому рабочему на каждый день. Это мы уже видели на нашем предприятии «Пандора».

Среди грохота и вспышек сварки не разглядеть творцов изделий для магистралей страны. Но посчастливилось поймать и оторвать на пару минут от работы молодого заместителя начальника цеха Алексея Фролова.

— Мне сказали, что вы здесь аксакал. Но какой вы старейшина?!

— На самом деле я на завод пришел, когда мне было всего девятнадцать лет, сразу после окончания нашего железнодорожного техникума. Не мастером, не начальником — начал свой путь с простого машиниста железнодорожного крана. Присматривался, учился, а потом понял — нужно получать высшее образование.

— Уже с дипломом в кармане не захотелось сбежать куда-нибудь в более комфортное место, где не шумно и не грязно?

— Действительно, хорошо помню период, когда с завода стали уходить люди. Кстати сказать, и сегодня у нас всего 30% молодых, а нехватка чувствуется и в рабочих специальностях, и в инженерном блоке, хотя в части заработка у нас очень даже неплохо. Профсоюз предоставляет сотрудникам завода путевки в санатории, а администрация финансово помогает с ипотекой. Про премии и говорить не приходится, вот как раз сегодня, подводя итоги первого этапа нацпроекта, большое количество работников их получат.

— И все же в самом начале реализации этого огромного прорыва была растерянность?

— Скорее — была концентрация мыслей и действий. Чтобы получить высокие показатели производительности, нужно было отыскать, просчитать и ликвидировать вредные потери времени. А они были везде. Ярче всего в глаза бросалась проблема комплектующих, в поисках которых рабочие блуждали по цеху, теряя драгоценные минуты. Второе — неудобство расстановки оборудования. Пришлось совершить грандиозную перестановку в цехе, чтобы всем было удобно работать и ничто не отвлекало. Федеральные средства уже поступили. Начнем приобретать новое оборудование.

* * *

По словам генерального директора Калугапутьмаша Валерия Савченкова, общие усилия приведут к формированию культуры производства, когда каждый работник сможет выдвигать свои предложения и влиять на качество, условия и эффективность своей работы. Участие в национальном проекте позволит предприятию получить стабильный рост производительности, повышение конкурентоспособности и откроет путь к дальнейшим перспективам.

Фото Анны ЗОЛОТИНОЙ.