Оставьте дачников в покое!

Такого количества законодательных инициатив, направленных на ужесточение правил пользования садово-огородными участками, предлагаемых всевозможных мыслимых и немыслимых запретов страна не знала со времен 60-х годов прошлого столетия.

Именно тогда в СССР стали раздавать землю под огороды и дачи. Кстати, почему именно шесть соток? Не пять или не десять? Дело в том, что ученые умы советской экономики просчитали, что для прокорма обычной советской семье из четырех человек требуется именно шесть соток земли.

Тогда подспорье в виде огурцов-помидоров, редиски и лука, картошки и яблок, выращенных на собственных (условно собственных, ведь частной собственности не было в СССР) участках, было крайне необходимо. В так называемые тучные 2000-е годы необходимость подвалов с запасами овощей и батареями трехлитровых банок солений-варений ослабла. Сегодня, увы, вновь отчетливо прослеживается тенденция к возвращению на «шесть соток».

И вот в этот период государство с завидным постоянством начинает закручивать гайки. Свежий пример — высказанные на днях предложения Минэкономразвития об изымании земли из-за мусора или нескошенной травы на участке. Дачники напряглись и вместо полива теплиц и пропалывания грядок прилипли к экранам мониторов в поисках подтверждения и разъяснения.

Минэконом в качестве причины указал опасность возникновения пожаров. Железобетонный аргумент, если вспомнить количество сожженных поселков и деревень в последнее время. Но в череде тревожных сводок пожарных ведомств именно садово-огородные товарищества не являются локомотивами печальной статистики. Почему их-то решили вновь «нагнуть»?

И ведь не в первый раз этаким мальчиком для битья выступают хозяева пресловутых шести соток. Ничего, кроме смеха, не вызывают желания многочисленных структур в погонах, например, отслеживать строительство дачных туалетов. Простите, этим инспекторам больше заняться нечем? На днях пришло сообщение из Подмосковья, где для этой важнейшей работы решено использовать дроны.

То есть беспилотные аппараты, купленные, конечно, за бюджетные деньги, будут летать и высматривать — а не построил ли Иван Иванович у себя на даче неправильный сортир? Оштрафовать за «неправильный» туалет или душ могут на пять тысяч рублей.

Кстати, о штрафах. Тут возможность «разгуляться» и вытащить из кармана дачника деньги просто широчайшая. Не строишь за три года домик — изволь выложить те же пять тысяч. А сколько нервов стоило известие о «налоге на теплицу»? Пришлось широко и основательно «поправлять и объяснять», мол, только если есть фундамент, если площадь больше 50 квадратных метров. То есть если рачительный хозяин, чтобы не снесло ветром, укрепил место посадки помидоров бетоном, то это уже не теплица, а нечто, за что государству нужно отстегнуть налог.

И уж совсем привело в ярость дачников прошлогоднее решение Россельхознадзора запретить им выращивать картофель из собственного посадочного материала. Причем ничем, кроме как форменным издевательством, нельзя назвать то, что провинившиеся должны не только штраф заплатить, но и собственноручно выкопать и уничтожить выращенную неправильную, по мнению Россельхознадзора, картошку. Какое дело ведомству до того, какую картошку дачник будет зимой есть? Это его личное дело.

На своем личном садовом участке гражданин совершенно вправе выращивать все что угодно, если это не наносит вред другим гражданам. В этой связи ни у кого не вызывает протеста запрет выращивания, скажем конопли, сортов опийного мака или того же зловредного бича последних лет — борщевика. Но картошка причем?

Корень этих недружественных по отношению к дачникам действий может уходить глубоко и в самые разные стороны. Это и желание пополнить казну за счет налогов, и стремление многочисленных надзорных ведомств обеспечить себе зарплату без особых усилий (дачники в большинстве своем люди далеко не олигархического класса).

Некоторые разбиравшиеся в ситуации предполагают, что одной из причин является сама земля. Под всевозможные кооперативы и товарищества в тех, 60-х годах прошлого века отдавали участки, расположенные неподалеку от крупных городов. Города росли, ширились, и теперь многие эти участки оказались внутри городских территорий. Например, в Калуге в районе машзавода есть такой. Земля под ними стала «золотой», да и городские начальники морщатся — как так, какие-то халупы с луковыми грядками, когда тут можно всунуть тот же торговый центр?

Так что вы уж там определитесь, граждане начальники, что для вас важнее — люди или прибыль?