Про него ходит шутка, что по утрам, ровно в 7.30, гремя связками ключей, словно старая привратница, он бродит по театру. Днем вкусно обедает, облизывая тарелку, а перед вечерним спектаклем сладко спит в гримерке. Олег Павлович не обижается, он сам большой любитель над собой посмеяться.
Драматический кружок Дворца пионеров стал первой ступенькой в творчестве артиста. После школы он без особого труда поступил сразу в два театральных вуза, но выбрал школу-студию МХАТ. Слыл одним из самых успешных студентов, а потому, когда под крышей студии Олег Ефремов начал создавать свой «Современник», молодого Табакова пригласил одним из первых. Еще в кармане не было диплома, а он уже ведущий актер театра и обласкан зрителем. Кинематограф вошел в его жизнь целой галереей «розовых» мальчиков. Чистота помыслов, прямота суждений, умение отстаивать свою позицию — это Олег Савин «В поисках радости». Такие же его Витя Булыгин («Люди на мосту»), Саша Егоров («Испытательный срок») и, конечно, Николай Ростов («Война и мир»).
Шесть лет Олег Табаков был директором «Современника». Это он привел на режиссерский трон Галину Волчек, а сам заинтересовался заброшенным угольным складом на улице Чаплыгина: хорошо бы превратить его в маленький театр. В 1977 году группа энтузиастов взялась за чистку территории и ремонт строения. Вскоре о «подвале» заговорила вся Москва — так родилась знаменитая «Табакерка». А сам ее основатель в 29 лет получил инфаркт — расплата за перегрузки.
Впереди у новорожденного театра было немало испытаний — он был на грани закрытия, но молодые творцы по ночам собирались и что-то ставили на радость публике. В период театральных неурядиц Табаков работал в качестве режиссера-постановщика в театрах Венгрии, Финляндии, Германии, Дании и даже в США. Вспоминает, что в Праге сбылась его мечта — сыграть Хлестакова в «Ревизоре». Заработал кучу денег, потому что умудрился за месяц выходить на сцену в этом образе 28 раз!
Почему же он, такой стопроцентный трудоголик, считает себя по своей сути Обломовым? Все, конечно, хорошо помнят его «диванного» Илью Ильича — полная противоположность Штольцу. Но он уверяет, что сам он и есть сплав доброго ленивого барина с предприимчивым моторным немцем. Последнее все же больше ему подходит. Известно, что он может без отдыха работать с рассвета до глубокой ночи. «Ты отвечаешь за всё сам!» — таково его жизненное кредо. В 32 года он уже получил первую Государственную премию.
Играет на сцене и снимается в кино без перерыва. «Красавец-мужчина», «Человек с бульвара Капуцинов», «Д`Артаньян и три мушкетера». Кто-то считает, что Табаков везде душка-добрячок. Но вспомним его стеснительного воришку Альхена из «12 стульев» — он ведь просто омерзителен. А бригадефюрер Шелленберг из «Семнадцати мгновений весны», где он на первый взгляд просто лапочка! Но стоит внимательнее вглядеться в эти хитрые глазёнки — и можно разглядеть холод эсэсовского дьявола. Даже, казалось бы, в проходной роли Володи из фильма «Москва слезам не верит» он вроде и добрячок, но такая гадость!
Начиная с 2000 года Олег Табаков — художественный руководитель МХТ имени А. Чехова, художественный руководитель «Табакерки», ректор школы-студии МХАТ. В 1992 году он еще основал и Летнюю школу имени К. Станиславского в Бостоне (США). Невозможно представить, что в столь плотном графике Табаков умудрился еще и жениться (целых два раза) и вырастить четверых детей. Первой супругой молодого Табакова была актриса Людмила Крылова, от которой у него сын Антон и дочь Александра. Мальчик поначалу пошел по стопам отца, а потом увлекся ресторанным делом, что было очень по душе гурману-отцу.
Брак распался по причине абсолютной несовместимости супругов. Если Олег был домашним и добродушным, то Людмила жестка и своенравна. К примеру, могла в отсутствие мужа отдать его любимую собаку — животных она терпеть не могла. В общем, по поводу развода Табаков сказал коротко: «Прошла любоф-ф-ф!». Когда в его жизни появилась Марина Зудина, жизнь изменилась настолько, что Олег Павлович не только с легкостью умудряется управлять своими театрами, но и готов свернуть горы. Да что там горы — в семьдесят лет (!!!) у него появилась дочь Мария.
Кроме любимой сцены страстью Табакова всегда были дети. Вот теперь он (а ему уже за восемьдесят!) радуется в хороводе взрослых дочек, сыновей и внуков. Двадцать лет живет со своей Мариной душа в душу, хотя утверждает, что иногда поссориться не грех. Считает, что в жизни не должно быть все время солнце — нужны и грозы, и осадки. «А вообще-то, — утверждает, — мне трудно испортить настроение, я прочный». И все же супруги по характеру разные. К примеру, Олег Павлович — большой любитель в редкие свободные часы полежать на диване, Марина же тащит его гулять на улицу. Свое пристрастие к дивану он объясняет так: праздные шатания по городу — пустая трата времени.
Но живет в Табакове, человеке с нежной душой русского барина, еще и неиссякаемая энергия и страстная любовь — открывать молодые таланты. А потому он планирует, создает, лелеет свои детища. До двенадцати ночи он в театре, а по поводу болезней, уверяет, что на сцене проходит и зубная, и головная боль, и даже радикулит. Он, как Олег Ефремов, трехжильный.
Есть еще одна работа актера, о которой можно и не говорить — она давно стала национальной составляющей. Это, конечно, мало совместимо с образом театрального реформатора и создателя ролей в «Ревизоре», «На дне», «Тартюфе» на сцене ведущих театров мира. Но ведь есть у Табакова один смешной герой в мультике «Трое из Простоквашино». Как это — убить за долгую карьеру четырех Моцартов, но получить вневозрастную славу после кота Матроскина?! Всё народонаселение России покупает ежедневно молоко с табаковской рекламой, что уж говорить про центральное телевидение, где ежеминутно мы слышим голосом Табакова пожелание сметанку потреблять только его деревенского производства. Вот такое сценическое разноцветие!
Комментарии
Больше по теме
«А кто ещё туда поедет?» Зачем гуманитарщики везут груз на передовую
Гавайская вечеринка на уроке истории
Англичанка из Барятина