Ирина Купченко. Странная женщина

«Жить надо по любви. Жить не тужить, никому не досаждать, никого не осуждать… И наше вам почтение». Эти слова старца Амвросия Оптинского народная артистка России Ирина Купченко многократно повторяет в сериале «Благословите женщину». Они как нельзя точно рисуют состояние души актрисы, ее жизненное кредо.

Эта нежная красивая девочка родилась в прекрасной Вене. Отец был военным, и потому семья все время скиталась по гарнизонам. Но школьные годы прошли в Киеве, где она, получив отличный аттестат, сразу поступила на иняз в университет. Правда, ей совсем не хотелось идти по стопам матери, становиться преподавателем. А потому, когда после смерти отца семья переехала в Москву, сразу же направилась с документами в Щукинское театральное училище. И поступила без всяких протекций, можно сказать, легко.

Еще в студенческие годы ее приметил молодой режиссер Андрон Кончаловский, который блуждал в поисках нужного типажа героини для съемок «Дворянского гнезда». Проб было немало, но все юные красотки никак не соответствовали образу Лизы Калитиной. В молодой студентке его поразило все, но главное — в ней не было и тени «тургеневской» манерности. Ее Лиза была очаровательным изяществом, где соседствовали застенчивость и гордость, трагизм и спокойствие. 

Фильм был снят, но его раскритиковали. Особенно ярыми были нападки на главного исполнителя Леонида Кулагина, сыгравшего Лаврецкого. А что касается Купченко, то о ней заговорил весь советский кинематограф.

Нет ничего удивительного в том, что Андрон, восхищаясь такой «кинонаходкой», отпускать её не хотел. Когда начал съемки «Дяди Вани», то в картину вместе с такими опытными асами кино, как Иннокентий Смоктуновский и Сергей Бондарчук, пригласил на главную роль Ирину. И опять бурный успех — фильм был удостоен серебряной награды на кинофестивалях в Сан-Себастьяно, Сорренто, Милане. Кончаловский был без памяти влюблен в молодую актрису, но одновременно на нее бросал страстные взгляды и художник картины Николай Двигубовский, поджидая только момента, когда Андрон отойдет в сторону.

Он и стал первым официальным супругом Ирины. Жили в его мастерской, спали на продавленном диване. Желая доказать свою любовь, он баловал молодую супругу луковым супом. О детях не помышляли — завели себе на радость таксу. Года не прошло — брак распался. Никакой трагедии — оба были молоды и с головой погружены в работу. Ирину кинематограф буквально рвал на куски, несмотря на то что она уже была принята в труппу Вахтанговского театра.

Что касается кино, то не везде Купченко доставались главные роли, хотя звездными премиями отмечали именно ее. Так, роль скромной раздатчицы рабочей столовой Люды в картине «Романс о влюбленных» была отмечена «Хрустальным глобусом» на фестивале в Карловых Варах. Следом — новая блестящая работа в фильме «Чужие письма», где она сумела распутать клубок противоречий учителя и беспринципного подростка. 

Киноведы называют ее тургеневской девушкой и лучшей чехов ской актрисой. Утонченное и одухотворенное лицо, сдержанность, аристократизм и вместе с тем естественные манеры. Не случайно в ряду ее заметных работ — роли императриц и, конечно же, княгини Трубецкой в картине «Звезда пленительного счастья». 

Но очень хочется остановиться на фильме «Странная женщина». Может быть, ее адвокат Женя Шевелева не столь заметна на фоне «Обыкновенного чуда», «Розыгрыша» и «Старых кляч», но эта ее героиня как раз и есть суть самой Ирины. 

Как можно оправдать поступок женщины, жены успешного мужа, которая внезапно бросает столичную квартиру, сына и уезжает к матери в маленький городишко?! Этого ее поступка не понимают ни друзья, ни родные. А она спасала себя от несостоявшейся сильной, чистой любви. Что она искала? В чем видела радость? Наверное, в служении людям — в этом был ее талант и предназначение. 

Такой же странной женщиной мы видим Купченко в фильме «Без свидетелей», где она на протяжении всего фильма на экране практически наедине с Михаилом Ульяновым, сыгравшим ее бывшего мужа. Или ее работа в паре с Александром Збруевым в картине «Одинокая женщина желает познакомиться», когда она впускает в свою квартиру бомжа, пожалев, но, главное, поняв потерявшего себя человека. Фильм был удостоен высокой премии на международном кинофестивале в Канаде.

Журналистов актриса не жалует. Это тоже ее принцип. И все же своей подруге, художественному руководителю «Кинопанорамы» Ксении Марининой она призналась, что мечтой ее жизни было выйти замуж за священника и родить много детей. А вышла замуж за Василия Ланового, чьи бесчисленные романы были на виду обширного богемного общества. 

Ей было всего 23 года, ему — 37, и не один распавшийся брак. Конечно, близость могла случиться по причине постоянного общения в одном театре. Но, скорее всего, сердцеед, устав от бесчисленных семейных бурь, разглядел наконец-то в тихой сероглазой девушке нечто высокое и не похожее на обыденную серость. Хотя по поводу этого неожиданного альянса коллеги склонялись к тому, что консервативной Купченко очень быстро надоест его донжуанство и безумная ревность.

Тем не менее вместе они почти полвека. Ирина родила ему двоих сыновей, которых назвали именами великих поэтов — Пушкина и Есенина. Все счастливо складывалось в этой семье. Но бывали и испытания, которые однажды чуть ли не довели до развода. Брак устоял, но одна трагедия по сей день живет в сердцах родителей — в тридцать семь лет ушел из жизни младший сын Сергей. Видимо, судьбе было угодно вместе с именем Есенина передать молодому человеку и многое от характера поэта. 

И все же остается загадкой: как могло случиться, что в такой благополучной семье, где мальчики получили прекрасное образование, к тому же отец был сторонником «жесткой руки», один из сыновей пошел не по той дорожке? Вел довольно бурный образ жизни, пил, говорят, даже баловался наркотиками. 

В день трагедии на сцене должны были быть и Василий, и Ирина. Лановой сумел себя превозмочь, Купченко — нет. И все же большую беду они сумели пережить, потому что Ирина если уж любит, так любит!