«Жить надо по любви. Жить не тужить, никому не досаждать, никого не осуждать… И наше вам почтение». Эти слова старца Амвросия Оптинского народная артистка России Ирина Купченко многократно повторяет в сериале «Благословите женщину». Они как нельзя точно рисуют состояние души актрисы, ее жизненное кредо.
Эта нежная красивая девочка родилась в прекрасной Вене. Отец был военным, и потому семья все время скиталась по гарнизонам. Но школьные годы прошли в Киеве, где она, получив отличный аттестат, сразу поступила на иняз в университет. Правда, ей совсем не хотелось идти по стопам матери, становиться преподавателем. А потому, когда после смерти отца семья переехала в Москву, сразу же направилась с документами в Щукинское театральное училище. И поступила без всяких протекций, можно сказать, легко.
Еще в студенческие годы ее приметил молодой режиссер Андрон Кончаловский, который блуждал в поисках нужного типажа героини для съемок «Дворянского гнезда». Проб было немало, но все юные красотки никак не соответствовали образу Лизы Калитиной. В молодой студентке его поразило все, но главное — в ней не было и тени «тургеневской» манерности. Ее Лиза была очаровательным изяществом, где соседствовали застенчивость и гордость, трагизм и спокойствие.
Фильм был снят, но его раскритиковали. Особенно ярыми были нападки на главного исполнителя Леонида Кулагина, сыгравшего Лаврецкого. А что касается Купченко, то о ней заговорил весь советский кинематограф.
Нет ничего удивительного в том, что Андрон, восхищаясь такой «кинонаходкой», отпускать её не хотел. Когда начал съемки «Дяди Вани», то в картину вместе с такими опытными асами кино, как Иннокентий Смоктуновский и Сергей Бондарчук, пригласил на главную роль Ирину. И опять бурный успех — фильм был удостоен серебряной награды на кинофестивалях в Сан-Себастьяно, Сорренто, Милане. Кончаловский был без памяти влюблен в молодую актрису, но одновременно на нее бросал страстные взгляды и художник картины Николай Двигубовский, поджидая только момента, когда Андрон отойдет в сторону.
Он и стал первым официальным супругом Ирины. Жили в его мастерской, спали на продавленном диване. Желая доказать свою любовь, он баловал молодую супругу луковым супом. О детях не помышляли — завели себе на радость таксу. Года не прошло — брак распался. Никакой трагедии — оба были молоды и с головой погружены в работу. Ирину кинематограф буквально рвал на куски, несмотря на то что она уже была принята в труппу Вахтанговского театра.
Что касается кино, то не везде Купченко доставались главные роли, хотя звездными премиями отмечали именно ее. Так, роль скромной раздатчицы рабочей столовой Люды в картине «Романс о влюбленных» была отмечена «Хрустальным глобусом» на фестивале в Карловых Варах. Следом — новая блестящая работа в фильме «Чужие письма», где она сумела распутать клубок противоречий учителя и беспринципного подростка.
Киноведы называют ее тургеневской девушкой и лучшей чехов ской актрисой. Утонченное и одухотворенное лицо, сдержанность, аристократизм и вместе с тем естественные манеры. Не случайно в ряду ее заметных работ — роли императриц и, конечно же, княгини Трубецкой в картине «Звезда пленительного счастья».
Но очень хочется остановиться на фильме «Странная женщина». Может быть, ее адвокат Женя Шевелева не столь заметна на фоне «Обыкновенного чуда», «Розыгрыша» и «Старых кляч», но эта ее героиня как раз и есть суть самой Ирины.
Как можно оправдать поступок женщины, жены успешного мужа, которая внезапно бросает столичную квартиру, сына и уезжает к матери в маленький городишко?! Этого ее поступка не понимают ни друзья, ни родные. А она спасала себя от несостоявшейся сильной, чистой любви. Что она искала? В чем видела радость? Наверное, в служении людям — в этом был ее талант и предназначение.
Такой же странной женщиной мы видим Купченко в фильме «Без свидетелей», где она на протяжении всего фильма на экране практически наедине с Михаилом Ульяновым, сыгравшим ее бывшего мужа. Или ее работа в паре с Александром Збруевым в картине «Одинокая женщина желает познакомиться», когда она впускает в свою квартиру бомжа, пожалев, но, главное, поняв потерявшего себя человека. Фильм был удостоен высокой премии на международном кинофестивале в Канаде.
Журналистов актриса не жалует. Это тоже ее принцип. И все же своей подруге, художественному руководителю «Кинопанорамы» Ксении Марининой она призналась, что мечтой ее жизни было выйти замуж за священника и родить много детей. А вышла замуж за Василия Ланового, чьи бесчисленные романы были на виду обширного богемного общества.
Ей было всего 23 года, ему — 37, и не один распавшийся брак. Конечно, близость могла случиться по причине постоянного общения в одном театре. Но, скорее всего, сердцеед, устав от бесчисленных семейных бурь, разглядел наконец-то в тихой сероглазой девушке нечто высокое и не похожее на обыденную серость. Хотя по поводу этого неожиданного альянса коллеги склонялись к тому, что консервативной Купченко очень быстро надоест его донжуанство и безумная ревность.
Тем не менее вместе они почти полвека. Ирина родила ему двоих сыновей, которых назвали именами великих поэтов — Пушкина и Есенина. Все счастливо складывалось в этой семье. Но бывали и испытания, которые однажды чуть ли не довели до развода. Брак устоял, но одна трагедия по сей день живет в сердцах родителей — в тридцать семь лет ушел из жизни младший сын Сергей. Видимо, судьбе было угодно вместе с именем Есенина передать молодому человеку и многое от характера поэта.
И все же остается загадкой: как могло случиться, что в такой благополучной семье, где мальчики получили прекрасное образование, к тому же отец был сторонником «жесткой руки», один из сыновей пошел не по той дорожке? Вел довольно бурный образ жизни, пил, говорят, даже баловался наркотиками.
В день трагедии на сцене должны были быть и Василий, и Ирина. Лановой сумел себя превозмочь, Купченко — нет. И все же большую беду они сумели пережить, потому что Ирина если уж любит, так любит!
Комментарии
Больше по теме
«А кто ещё туда поедет?» Зачем гуманитарщики везут груз на передовую
Гавайская вечеринка на уроке истории
Англичанка из Барятина