Диагноз: Валентин Гафт

Этому артисту реклама не нужна — он известен всей стране. Коллеги говорят о нем так: «Звезда солидная, возрастная, почти голливудского разлива». К этому можно прибавить еще и цитату из «Гаража»: «Многоликий вы наш!». Неужели этот уверенный в себе, умный и едкий актер был когда-то в поисках «своего театра»? 

Коренной москвич. После десятого класса с первого раза поступил в студию МХАТа. Его однокурсниками были Олег Табаков, Михаил Козаков, Евгений Урбанский, Игорь Кваша. Дома выбор сына не был одобрен.

Действительно, начало театральной карьеры Валентина Гафта было малоперспективным. Он блуждал по театрам, и всякий раз находились некие причины быстрого ухода. Чаще всего его обижало невнимание к собственной персоне. Так, играя Отелло в театре на Малой Бронной, заподозрил, что режиссер уделяет внимание только героине — Ольге Яковлевой. И потому он душил Дездемону с величайшим усердием. В театре сатиры его обидел Валентин Плучек: «Гафт, вы не граф Альмавива, а какой-то урка». 

Не потому ли талант написания эпиграмм появился у Гафта потому, что он сводил счеты со своей странной судьбой, подарившей ему славу и популярность несколько поздновато? Так уж случилось, что большинство его ролей — это действительно злодеи и демонические личности. Не случайно же он сыграл в двух киноверсиях «Мастера и Маргариты». 

Первая лента 94-го года (режиссер Юрий Кара) долгие годы пролежала на полке. Вторую (режиссер Владимир Бортко) зрители увидели в 2005 году. В различных специальных киноизданиях непременно были ссылки по части мистики и всевозможных бедах, преследующих съемочную группу. А как же Гафт, который играл в обеих лентах (у Бортко — Каифу, у Кары — самого Воланда)? 

«Я не играл мрачную силу, — уверяет он. — Дьявольская история, дьявольская страна послереволюционных лет. Ангелы были не для того времени. А вот железный Воланд — что надо». У Гафта он желчный, уставший, но при этом ироничный и жестокий. Бытует мнение, что в полной мере воплотить идеи Михаила Булгакова в кино и на сцене практически невозможно. Но то, что сделал Гафт, — без пяти минут идеал.

Кстати, дорога в кино у актера была нелегкой. Звали, снимали, но в итоге давали бесцветные роли, из которых он тоже создавал шедевр. К примеру, его мизерная роль в «Семнадцати мгновениях весны», где он в образе некоего западного дипломата в кадре всего несколько минут, но сразу приковывает к себе зрителя. Хотя из интересных работ все же стоит назвать «Военно-полевой роман», «Здравствуйте, я ваша тётя!» и «Чародеев», где он виртуозно вылепил своего Сатанеева. Лично же для меня Гафт особо любим в роли Президента в фильме «Небеса обетованные».

В полной мере талант артиста раскрыл Эльдар Рязанов, заманивший малознакомого ему артиста в свой «Гараж» по одной лишь причине — заболел Юрий Яковлев. А новичок оказался настоящим творцом, профессионалом до мозга костей. Талантливый режиссер сразу понял: этот мастер хорош и в парике, и без него, может, если надо, и спеть. Что Гафт и продемонстрировал в другой рязановской ленте — «О бедном гусаре замолвите слово». Его полковник Покровский — мужественная душка, и хоть со шрамом, но куда симпатичнее главного героя Садальского. В общем, полный восторженный обморок для всего женского населения.

Чаще всего про Валентина Гафта говорят как о человеке желчном, к которому на язык не дай бог попасться. Здесь, конечно же, имеются в виду его эпиграммы. 

К примеру, о своем однокурснике Михаиле Козакове высказался так: «Неполноценность Мишу гложет, он хочет то, чего не может. И только после грамм двухсот он полноценный идиот». Про Мягкова поласковее: «Не будь «иронии» в судьбе, мы б не узнали о тебе». Но хлестко, наотмашь (не будем здесь приводить текст) разразился в адрес нашей балетной примы Анастасии Волочковой, Бориса Моисеева и даже своего друга Олега Табакова (тот не обиделся). А в кино для него богиней была Нонна Мордюкова: «Спасибо, господи, что есть кино. И то, что ты в нем есть — спасибо!».

Такой он, наш герой. Везде играет блестяще и везде — самого себя.