Армен Джигарханян. Любовь, которая ждала

Имя Армена Джигарханяна знает и обожает вся Россия. Актер занесен в книгу рекордов Гиннесса, снявшись более чем в 250 картинах. «Гораздо меньше на земле армян, чем фильмов, где играл Джигарханян» — так метко попасть в суть может только Валентин Гафт.

Его кинокарьера — это молниеносный крутой взлет к славе. Ктото, наверное, думает, что и вся жизнь актера — бесконечные овации и купанье в деньгах. Ведь не так много у нас актеров, которым чуждое нам государство делает такой шикарный подарок. В 1990 году он получил грин-карту по квоте правительства США для выдающихся деятелей искусств. С тех пор он живет на две страны — летом в Гарленде, зимой в Москве.

Начинал он свой актерский путь в родном Ереване, работая в Русском драматическом театре. Там же он встретил свою первую страстную любовь — актрису Аллу Винновскую. Родилась дочь Елена. Но у молодой жены оказались серьезные проблемы с психикой. В 1967 году Армен забирает дочь и уезжает в Москву, куда его заманил Анатолий Эфрос. Через два года жена скончалась. Но эта первая (и не последняя!) в его жизни трагедия не помешала молодому артисту с головой окунуться в атмосферу творчества на сцене знаменитого Ленкома. Правда, его срок пребывания там был недолог — Эфроса убирают с должности, и Джигарханян уходит в Театр имени Маяковского, где проработал 27 лет, вплоть до основания своего «Театра «Д».

Успешным дебютом в кино стала его роль в картине «Здравствуй, это я!». Драматическая история о молодом ученом, о войне, любви и непонимании. Следом — другая яркая роль сурового и харизматичного чекиста Артузова в картине «Операция «Трест». Следующее десятилетие — шквал самых лучших его работ. «Здравствуйте, я ваша тетя!» — хитрый обольститель судья Кригс. Татьяна Васильева по этому поводу как-то сказала: «Я иззавидовалась Калягину, ну почему Армен не меня домогался?!». «Собака на сене» — актер в роли хитроумного лакея Тристана, конечно же, переиграл главного героя в исполнении Боярского! А в фильме Станислава Говорухина «Место встречи изменить нельзя» кто лучше Джигарханяна-Горбатого с таким убийственным цинизмом сказал бы: «Мы тебя не больно зарежем, чик — и ты уже на небесах». Никак нельзя забыть и мультяшные голоса актера. Один только Волк со своим бессмертным «Щас спою» из мультика «Жил-был Пёс» чего стоит! А дядюшка Мокус из «Похождений поросенка Фунтика»? 

Жизнь скроена странно. Если у человека всё на взлете, она непременно подсунет некий компенсационный вариант. Так и у Джигарханяна. После смерти жены судьба подарила ему встречу с актрисой Татьяной Власовой, которая не только приняла его дочь Елену, но и ее сын Степан обрел для себя нового отца. Всё складывалось чудесно. Но уже подкарауливала новая беда — в машине от нелепой случайности гибнет его дочь. 

По закону черно-белого варианта должна бы наступить светлая полоса. Но не наступила — лопается довольно прочный брак с Власовой — Татьяна уезжает жить и работать в США. Джигарханян остается один. Теперь на нем — все домашние хлопоты. Питается в основном в театральном буфете, реже — в ресторане. Хотя он еще востребован. Даже в период кинокризиса снимался, в год с его участием выходило до пятидесяти лент. Но после шестидесяти здоровье уже, увы, не то. Конечно, спасает театр — нужно следить за репертуаром, за заработком актеров и даже за проблемами протекающей крыши. Еще продолжает играть. В спектакле по пьесе С. Беккета «Последняя лента Крэппа» он полтора часа один на сцене. Талантливо ненавидит своего героя — до такой степени гниет и разлагается этот человек. Придумывает блестящий актерский ход — играет без зубов, сняв свои протезы. 

Светлая полоса все же появилась в лице тридцатитрехлетней пианистки Виталины Цымбалюк, роман с которой он скрывал пятнадцать лет. Киевлянка Виталина влюбилась в актера еще девчонкой, один раз увидев его на сцене гастролировавшего театра. Он выделялся из всех актеров: уже немолодой, но потрясающе обаятельный мужчина с озорными искорками в глазах и хрипловатым вкрадчивым голосом. Зал долго кричал «браво», а она работала локтями, чтобы пробиться к нему и взять автограф.

Потом пересмотрела все фильмы с его участием, разыскала в газетах все интервью с ним, скупила в киевских киосках все его портреты. Он стал предметом ее девичьих грёз, живой легендой. Набралась смелости и подобно пушкинской Татьяне написала ему письмо. Когда в трубке услышала знакомый голос, сердце чуть не выскочило из груди. Он предложил ей зайти в гримёрку перед спектаклем. Пошла. Встретились. Он предложил ей чаю. Обожглась кипятком. Помнит, что несла жуткую чушь…

Театр уехал. А она взялась всерьез за музыку, чтобы хоть немного приблизиться к своему кумиру. В семнадцать лет она уже лауреат международного конкурса пианистов в Париже и поступает в консерваторию. В голову приходит шальная идея — поехать «на разведку» в Москву. Приехала, позвонила, оказалось, что он ее помнит. Пригласил в ресторан. Потом долго гуляли по городу. Да только нужно было возвращаться домой. Закончив учебу, она переезжает в Москву. Это уже не прежняя перепуганная девочка, ее теперешняя жизнь — концерты, гастроли, преподавание — некогда вздохнуть. А кавалеры, что вьются вокруг хорошенькой блондинки, — ничто в сравнении с ее «богом».

Джигарханян сам позвонил ей. Театру нужен был хороший концертмейстер. Оказывается, все годы он следил за творческими шагами смешной девчонки и понял, что такой человек ему нужен. Виталина становится музыкальным руководителем, а впоследствии директором его театра. Не официально, но они уже вместе. Она по-прежнему называет его на «вы» и по имени-отчеству. Но не в этом суть! Джигарханян словно заново родился, она оказалась не только блестящим пианистом, но и великолепной хозяйкой, и заботливой женой. Когда актер попал в больницу, его первая просьба к врачам — разрешить, чтобы его любимая женщина была рядом. А чтобы положить конец завесе тайны их взаимоотношений, он сделал ей предложение. Их чувства прошли проверку временем и прорвались через желчь людской молвы.