Екатерина Васильева. Великолепная грешница

Члены приемной комиссии ВГИКа, когда увидели эту абитуриентку, высказались хлестко: «Что ей делать на сцене? Она страшнее Фаины Раневской!». Правда, отметили, что «при отсутствии внешних данных» девочка, несомненно, способная.

Екатерина Васильева уже тогда была значительнее и прекраснее, нежели просто красивые и хорошенькие студентки. Большие мэтры от искусства говорили о ней так: «Если нет фарфорового носика, нужно что-то иметь внутри. Сколько всего было у нее там!». При всей своей неидеальности она была неслыханной и ослепительной. Совсем не случайно первым прибрал ее к рукам, сделав предложение, ее однокурсник, будущий знаменитый кинорежиссер Сергей Соловьев. Вспоминает: «Высокая, стройная, с рыжей челкой и сигаретой «Шипка» в зубах. Ей была присуща гениальная, абсолютная свобода. Совершенно раскрепощенный человек во всем…».

Так какая она была в молодые годы? Давайте вспомним ее раннюю работу в картине «Эта веселая планета». Железный, безжалостный командир корабля пришельцев с планеты Альфа Центавра. Разве не хороша? А потом были «Соломенная шляпка», «Чародеи» и, конечно же, Эмилия в «Обыкновенном чуде». Все ее персонажи — железобетонные по характеру, грубые и лишенные женских сантиментов. Представьте себе, таковой она была и в жизни: твердая походка, резкая до грубости — могла и обматерить.

При всем при этом мужчины теряли от нее голову. Она соперниц не имела. Бедный Соловьев попал в капкан талантливого очарования и наивно надеялся, что обожаемая им женщина — с ним навеки. Но однажды в ресторане Дома литераторов гуляла группа актеров. Олег Ефремов пришел со своим другом, известным драматургом Михаилом Рощиным. В зал вошла Катя, подошла к их столику. Он спросил: «Неужели это живая Екатерина Васильева?». На что та ответила: «Неужели это живой Михаил Рощин?».

Он пошел ее провожать и зачем-то пригласил к себе домой, где представил своей жене, актрисе Лидии Савченко. Она своим женским чутьем поняла всё. Михаил снова пошел провожать Катю и домой больше не вернулся. На другой день Васильева получила от Савченко телеграмму: «Поздравляю с днем победы!». Это была безумная любовь. Не было жилья, они скитались по углам, хотя солидные гонорары писателя позволяли купить квартиру. Но деньги шли на вечеринки. Родился сын. На этом супруги тихо расстались. Сыну было всего пять лет.

Семидесятые годы были очень плодотворными для актрисы. Даже самые маленькие роли получались у нее блестяще. Всё ей удавалось играючи: «Бумбараш», «Вас вызывает Таймыр», «Ключ без права передачи», «Не болит голова у дятла», «Спасатель». Но не везде ее героини твердокаменные. Бывали и слабыми. О любви мечтала Атаманша в «Бумбараше» и колдунья Шемаханская в «Чародеях». А сама Катя Васильева получала ее сполна. Именно силой характера и своей неординарностью сразила она и двух своих мужей. Расставшись, они оба вспоминают ее с восхищением.

Как же могло случиться, что такая всеми любимая железная леди неожиданно покинула светский салон, где блистала, затмевая всех кинокрасоток, и ушла в монастырь?! Тяжело заболел сын. Жили тогда на даче в Переделкине, и, конечно, хороших врачей поблизости не оказалось. Выручила Екатерина Трубецкая, потомственная аристократка, кстати, с медицинским образованием. Понесла мальчика в церковь и продолжала лечить по-своему. Он поправился. Они подружились. Вслед за маленьким Димой в храм вошла и Екатерина. Ее жизнь в корне изменилась: она бросает и театр, и съемочную площадку. Но главное, переступив через себя, она переломила свой резкий нрав, не стала курить, пить и сквернословить. Родился новый человек.

Поклонники актрисы недоумевали: зачем она совершила такой поступок?! Неужели она за свою жизнь накопила столько грехов, что веселые шумные компании предпочла затворничеству в суровых стенах монастыря? Выходит, что для нее теперь важнее спасение души, все прочие земные ценности стали мелки. Уже подрос сын, и тоже обратился к Богу, став настоятелем храма, где Васильева работает казначеем. Спустя какое-то время она вернулась в кино. Но делает это только с благословения своего духовного отца Владимира Волгина. На ее вопрос, может ли она заниматься своей профессией, он ответил: «А что вы еще умеете? Ничего? Тогда зарабатывайте на хлеб, как можете». Это делать пришлось — она стала бабушкой шестерых внуков!

Интересно сложилась судьба единственного сына актрисы. Дмитрий Рощин учился во ВГИКе на курсе Сергея Соловьева, первого мужа его матери. Влюбился в красавицу-однокурсницу Елену Корикову. Мать была категорически против. Мальчика, родившегося у Лены, никто из семейства не признал. Потом, уже будучи священником, Дмитрий нашел себе скромную девушку Любу, которая родила ему Прасковью, Федора, Агафью, Серафима, Афанасия, Ивана.

Теперь Васильева тщательно подбирает для себя роли — ее нынешние героини не имеют ничего общего с ее бурной жизнью. Каждая работа в кино для нее — проповедь. Согласилась сняться у Валерия Приёмыхова в картине «Кто, если не мы?». Это — плач о России, это — о наших детях. Олег Янковский позвал ее в свою ленту «Приходи на меня посмотреть». Тема — воссоздание семьи. У Михаила Козакова сыграла в фильме «Визит дамы» миллионершу, которая приехала в родной город, чтобы спасти от долгов любимого человека, некогда ее предавшего. Видим мы «другую» Васильеву и в фильмах «Королева Марго» и «Графиня де Монсоро». Она сыграла Екатерину Медичи совсем не так, как играла свою Атаманшу или Эмилию. Теперь с экрана на нас смотрит Васильева-праведница.

Одна из самых колоритных и эпатажных актрис отечественного кинематографа. Ее карьера полна ярчайших работ. Про нее говорят: «Она больше, чем актриса, она не синтетическая — настоящая». Её сила характера и неординарность видны с первого взгляда. Ее бывший муж Михаил Рощин признается: «Не в этом ее грех, что лгала, пила, предавала любящих ее мужчин, а в том, что всю свою жизнь она любила только себя». И добавляет: «Я был безумно влюблен в эту гремучую смесь таланта и дурного нрава». Теперь Васильева любит Бога. И искренне раскаивается в своих поступках. Вроде пора подводить черту.