Евгения Симонова. Нежный кремень

Подобно Анне Маньяни она не хочет отказываться ни от одной морщинки — ведь это ее жизнь. Но вообще-то народная артистка России, лауреат Государственной премии Евгения Симонова в свои «за пятьдесят» выглядит лет на двадцать моложе.

Третьекурсницу Щукинского училища заметил Леонид Быков, начавший съемку своего знаменитого фильма «В бой идут одни старики». Он и по сей день будоражит сердца зрителей. Юная летчица Маша и ее любовь с Рустамом из соседней эскадрильи обрывается так неожиданно и жестоко, как бывает только на войне. После выхода картины на экран Симонова стала знаменита. Надо думать, что многие мэтры приемных комиссий МХАТа и ГИТИСа, отказавшие в свое время Жене в зачислении, горько об этом пожалели. Тем временем в Щукинском под крылом Катина-Ярцева рождалась будущая звезда.

Еще не было диплома в кармане, а юное дарование уже приглашали сниматься. «Вылет задерживается», «Под крышами Монмартра», «Школьный вальс», «Баламут», «Пропавшая экспедиция», где судьба готовила ей встречу с Александром Кайдановским. Он, можно сказать, увел невесту из-под носа однокурсника Юрия Васильева, роман с которым был между тем нешуточным. Первая жаркая любовь, на курсе их так и звали: Ромео и Джульетта. Юрий даже возил Евгению к себе в Новосибирск знакомить с родителями. Любил, оберегал, правда, дико ревновал. Получается — не зря. Женя укатила на Урал за «Пропавшей экспедицией», где главный герой картины буквально сразил ее своим пылким ухаживанием, но главное — она увидела в нем потрясающий талант, до которого ей было пока далеко.

Дальше все было со скоростью калейдоскопа: свадьба, диплом, назначение в Театр имени Моссовета, завидные предложения именитых режиссеров. Но Симонова умела и отказывать даже таким мэтрам, как Никита Михалков, Иосиф Хейфиц. Это были не капризы зазнавшейся примы — все дело было в новорожденной дочке. Только Марку Захарову она отказать не смогла, когда он предложил ей роль Принцессы в «Обыкновенном чуде».

И по сей день молодые и пожилые этот фильм считают вершиной сказочного творчества в кинематографе. Дело и в таланте режиссера, и в звездном букете: О. Янковский, Е. Леонов, А. Абдулов, А. Миронов, Т. Васильева, Ю. Соломин. Но Симонова не затерялась в этом сонме известных имен. Хотя ей впервые пришлось переступить через некоторые свои «не могу». Первым была ее паническая боязнь выстрелов. Она изо всех сил настраивала себя, прежде чем нажать на курок. Твердила как молитву: «Я должна, иначе сорву съемку…». Но все равно зажмурилась — это и зафиксировано в кадре. Второе приключение было посерьезнее. В финале съемка проходила в песчаном карьере, на дне которого протекал огромный ручей. Она стояла с Абдуловым на разных берегах, и в какой-то момент ее стал засасывать зыбучий грунт: по пояс, по грудь, по горло. Хорошо, что вовремя подоспели пожарники.

Взрыв популярности принес и фильм «Афоня». Добрая, всепрощающая медсестра Маша, казалось, была точной копией самой Женечки — так ласково называли ее коллеги по сцене. В конце семидесятых она снималась без отдыха. Но в какое-то время стала опасаться, что наивные девичьи персонажи станут ее сопровождать постоянно. Спасал театр, где она переиграла всю классику, хотя и оттуда нет-нет да и сбегала «налево», в другие театры, если получала интересные предложения. Но все чаще в ее плотном творческом графике приоритет отдавался семье. 

С Кайдановским после четырех лет совместной жизни рассталась. И причиной был не его неуживчивый характер, не всплески его настроений, а встреча с режиссером Андреем Эшпаем. Она состоялась в Ялте на съемках его картины «Когда играли Баха». И там под шелест волн их накрыл ураган чувств. Назвать эту встречу случайным романом никак нельзя. Это не было просто влюбленностью. Это был удар молнии, поразивший одновременно двоих. Андрей стал не только отличным мужем, но и отцом Зои Кайдановской и младшей Маши, которые были ему одинаково дороги. Теперь Симонова сниматься стала реже, делая исключение только картинам мужа.

Актрису часто спрашивают, почему она, примерная девочка, отличница, не пошла по стопам своего знаменитого отца, который в течение двадцати лет возглавлял институт высшей нервной деятельности? Отвечает просто: не очень-то она и интересовалась его научной деятельностью, все захлестывали собственные увлечения: музыкальная школа при Гнесинке, занятия хореографией, спорт, где она выигрывала призы на самых серьезных соревнованиях.

Правда, театр заинтересовал ее все же благодаря отцу. Как-то заглянула в один из театральных вузов, где он читал лекцию, как всегда ярко, эмоционально, посвящая молодых в сложный мир человеческого мозга. Это и было ее первым знакомством с миром кулис. Хотя отец посмеивался: «Какой тебе театр — тебе лучше рыбой торговать!»

Не пошла она и по стопам брата Юрия Вяземского, профессора МГИМО, автора телевикторины «Умники и умницы». Но разве вместе с ее драматическим талантом она не продемонстрировала свои качества матери? Чаще всего про Симонову говорят: «нежная», «хрупкая», «беззащитная». Скорее всего, таковы многочисленные ее героини. А сама Евгения только с виду такая — внутри она кремень. Старшая дочь Зоя вспоминает, что как-то мама отходила ее веником, обнаружив отпитую бутылку водки в шкафу. Примерно так же воспитывала, отучая ее от курева.

Как-то театру было предложено сыграть в театре «Эрмитаж» спектакль на свадьбе какого-то крупного боса. Актеры согласились, а Симонова категорически отказалась играть перед пьяной компанией. И даже ушла из театра. Катину-Ярцеву долго пришлось налаживать мосты. Вот такая железная «нежная Принцесса». И плоды ее воспитания дочерей налицо: Зоя стала примой Театра Маяковского, младшая Маша — видной пианисткой, работает в Дании. Счастливая прочная семья. И то, что любимая актриса миллионов россиян сегодня как-то отошла в тень, почти оставив профессию, — она ведь оставила нам своих театральных и экранных героев, которых забыть невозможно.