Римма Маркова. Сама Россия

Она могла бы стать баронессой, но счастья за пределами Родины просто не мыслила. Да и не нужны ей были роскошные испанские хоромы — она при жизни стала живой легендой российского кино.

Выбирать профессию ей не пришлось — родилась в семье актера, а потому нет ничего удивительного в том, что с раннего детства вместе с братом Леней (он тоже известен всем киноманам) они не мыслили себя вне сцены, а потому, закончив школу, без раздумий, поступили в театральную студию. У Риммы была замечательная наставница-педагог Лидия Давыдовна Ротбаум, ученица художественного руководителя Ленкома Ивана Берсенева.

Семья часто переезжала, и в одну из гастрольных поездок отца оказалась в Москве. Именно по протекции своего педагога Римма получила шанс показаться Берсеневу. Она произвела впечатление, и он царственно обнадежил: «Беру под свое крыло!». Оно было надежным, и вскоре имя Марковой стало известно взыскательной столичной публике. Но после кончины режиссера талантливую актрису решили «уволить по сокращению штата». Понятная ситуация — пришел новый худрук и привел с собой свою команду. Это была первая в жизни Марковой настоящая атака за право БЫТЬ. Она пошла в ЦК партии и чиновника от культуры заставила себя выслушать. На работе была восстановлена, но тут же подала заявление на уход. Теперь не ее выпроваживали, а она сама уходила — это было ее принципом.

Сколько потом этих ее принципов становилось на пути обычного женского счастья! Она часто признавалась, что мужики ей попадались слабые и быстро попадали под ее влияние. Хотя с первым ее мужем мог бы получиться красивый и долгий роман. Познакомились в Махачкале, куда Римма приехала в отпуск к родителям. Ходила по утрам на море и там видела мужчину, который всякий раз оказывался рядом с ней. Он просто молчал и смотрел на нее. Ей и самой стали интересны эти загадочные совпадения. И вот как-то в городе они столкнулись буквально нос к носу. И тут он заговорил…

«Такой любви в моей жизни больше не было», — уверяет актриса. Но тогда за ней зорко присматривал отец, отгоняя назойливых ухажеров. А среди них, кстати, был и холостой еще Марк Бернес. Но Семен, по профессии военный летчик, правильно выработал стратегию и тактику. Когда у обоих отпуска подходили к концу, он пошел к родителям и сделал Римме предложение. Конечно, он хотел, чтобы она поехала с ним. Началась переписка. Семен писал так: «Девонька из пены морской…». Но никак не могла она согласиться на жизнь в военном городке, навсегда расставшись со сценой!

 Второй раз она влюбилась в известного музыканта, который аккомпанировал самой Лидии Руслановой. Володя был на девять лет ее моложе. У них родилась дочь. Но красавец-супруг пил и гулял. Расстались. В общем, с сильным полом у сильной Марковой никак не складывалось. Хотя был у нее в жизни самый обожаемый и опекаемый ею мужчина — это ее брат Ленечка. Еще в школьные годы, если она узнавала, что обидели ее любимца, она летела в его класс и колошматила всех подряд. 

Особая глава в жизни Марковой — съемки в одном из самых пронзительных фильмов о войне — «Бабьем царстве». После выхода картины на экран критика буквально захлебнулась восторгом, назвав Маркову, исполнившую роль простой деревенской женщины, «стихийным явлением». Я не знаю, что чувствовал во время съемок актер, играющий фашистского палача, но съедающий его жуткий взгляд матери, на глазах которой истязали сына, будет точно преследовать его в кошмарных снах. Незабываема и сцена, когда героиня стремительно скачет во весь рост в повозке, запряженной лошадью, точно греческая воительница из древней мифологии. Эпизод крошечный, но подтекст великий — такова была мощь и ненависть русской женщины, вставшей на борьбу с фашизмом.

Со своим третьим суженым — испанцем-миллионером — Маркова познакомилась, будучи на кинофестивале в Сан-Себастьяно. Влюбленный барон Хосе Гонсалес Мария Антонио предлагал своей избраннице любую страну света, где бы она согласилась с ним жить. Но она ответила отказом, хотя официально до конца своих дней оставалась его супругой. А вот детей заводить не стала, опасаясь того, что Хосе отберет у нее ребенка и увезет за кордон. Не получилось и здесь счастья. А ведь любила…

Я много раз бывала на встречах с актрисой и всякий раз восхищалась ее манерой говорить о себе иронично, с огромной долей юмора. Неизменно речь заходила и о лучшей ее подруге Нонне Мордюковой. Они были не только внешне похожи, но и по своему темпераменту, и по градусу одаренности, как две копии. Театроведы считали, что любую роль Нонны могла бы сыграть Римма. Хотя вместе им сыграть пришлось всего раз. Но этот железнодорожно-ремонтный ролик известен всем. Две русские бабы, измученные работой и жизнью, идут по шпалам с молотками и лаются. Потом плачут и поют, во весь голос, во всю ширь.

Для миллионов кинозрителей Маркова осталась железной, грубоватой, несгибаемой женщиной с неизменной сигаретой в зубах. Да и ее дамская сумочка мало походила своим содержанием на ридикюль леди. В ней не было ни пудры, ни помады, ни духов — только пачка «Беломора». Но вместе с тем была у нее одна замечательная черта, присущая как раз русской бабе, — она любила сытно поесть и отличалась широким хлебосольством. Пережив за свою долгую жизнь две голодовки, ей постоянно хотелось накормить каждого.

Более ста фильмов украшено присутствием Риммы Марковой: «Вечный зов», «Покровские ворота», «Родня», «Ночной дозор», после которого актрису в образе наводящей ужас ведьмы полюбил совсем молодой зритель. Это была одна из последних ее ролей. К ней никак нельзя приставить определение «актриса второго плана». Даже из маленького эпизода она могла создать образ большой драматической силы. Большая актриса, большой человек и яркая женщина. Сама Родина-мать во плоти.