Альберт Филозов. Тихоня, недотёпа, злодей

Отрешенный взгляд белесоватых, почти прозрачных глаз — облик инока. Он «другой» и не подходит, как он сам о себе говорил, «к общей стае». Всё это — народный артист России Альберт Филозов, недавно ушедший от нас, не доживший всего года до своего восьмидесятилетия.

Сын «врага народа», расстрелянного, когда мальчику было всего два года. В шестнадцать лет Альберт пошел на завод. Может, так и остался бы возле токарного станка, если бы в его родной Свердловск не приехал МХАТ для набора в студию талантливой молодежи. Идти на кастинг уговорил друг. Пошел просто от нечего делать, а потому и волнения никакого не было. Прошел один из сотни претендентов, и теперь парню была дорога в столицу. Москва очень понравилась, и он для себя решил твердо: жить будет только здесь!

Ему повезло стать учеником великого Виктора Станицына. А какие люди пришли с ним на курс: Анатолий Ромашин, Вячеслав Невинный, Алла Покровская, Александр Лазарев — будущий цвет отечественного кино. 

Уже на третьем курсе Филозову повезло: ему пришло приглашение на съемку в «Зеленом фургоне». Официально студентам это запрещалось, но постановщики фильма заверили студента, что всё будет улажено. И он полетел в Одессу, где неожиданно узнал, что никаких договоров подписано не было. Прямо на летном поле он трусливо бросился бежать. Киношники ему этого не простили, и долгое время фамилия Филозова значилась у них в черном списке.

В драматическом театре имени Станиславского он попал под крыло самого Михаила Яншина. Первые же его работы получили лестную оценку критики. Но тут подошел срок службы в армии. Свой саперный батальон Альберт позже вспоминал с ужасом. Что и говорить — человеку искусства оказаться в суровых обстоятельствах жесткости и беспощадной муштры очень непросто. Но его молодая супруга приложила массу энергии, чтобы, обойдя сотни высоких кабинетов, добиться более спокойного места службы, и уже в Москве.

Его свидание с кинематографом получилось неожиданным. Для фильма «Вид на жительство» нужен был актер «с ненадежной внешностью». Так Филозов сыграл ученого, попавшего за границу и волею судьбы решившего там остаться. Его оценили, осыпали комплиментами и, естественно, начались приглашения. 

Всю его обширную кинематографическую деятельность можно условно поделить на три части. Первая, любимая юными зрителями, — это работа в детских фильмах «Черная курица, или Подземные жители», «Мэри Поппинс», «Рыжий, честный, влюбленный» и еще целая вереница сказок, где он играл как бы для самого себя. Но, наверное, больше всего зрителям памятны филозовские тихони и недотёпы (фильм «Тихоня», «Вам и не снилось», «Никколо Паганини»). И все эти, такие разные, роли были ему впору, как, впрочем, и отъявленные негодяи: «Вид на жительство», «И это всё о нём», «Тегеран-43». 

Кстати, в последней картине вживаться в образ фашиствующего изувера ему совсем не хотелось. Соблазнило одно — ему предстояло играть в паре с Аленом Делоном. Пришлось всерьез заняться изучением французского. Он это сделал так блестяще, что у зрителей, наверное, сложилось впечатление, что это родной язык актера. 

Так старательно Филозов относился к своему ремеслу. Он профессионально занимался музыкой и танцами даже для того, чтобы сыграть одну-единственную роль. На этот счет про него говорили, что он — представитель редкого у нас племени искателей совершенства.

Была у него еще одна особая черта — он мало походил на корифеев сцены тем, что избегал голосовой модуляции и не рубил руками воздух, как это было у них заведено. Он запер себя в собственный футляр и всегда представал перед публикой только Филозовым. Этот его футляр оказался штукой практичной — он впору был и его негодяям, и добропорядочным чудакам, и мужикам-рохлям.

В Киеве начинались съемки фильма «Новые приключения янки при дворе короля Артура», где Филозову предстояло сыграть сразу две главные роли. На вокзале его должны были встречать. От дирекции картины послали Наталью Стоцкую. Но она здорово опаздывала. Филозов злился. А когда наконец-то появилась, он был сражен не столько ее невозмутимостью, сколько красотой. Дело кончилось примирительным приглашением в ресторан. Начался роман, несмотря на то что у Филозова к тому времени была вторая жена Алла и сын Андрей, а у Наташи — богатый жених в Италии. Кроме всего, разница в возрасте у них была двадцать лет.

Правда, в защиту актера стоит сказать, что к тому времени его семья уже была на грани развода, так что самое время было подумать о себе. Они вернулись в Москву вместе. Альберт оставил жене жилплощадь, а со своей избранницей поселился в театральной гримерке. Свой третий брак Филозов отметил церковным венчанием. Спустя какое-то время у них появилась и квартира, родились две дочери — Настя и Анна. 

С 1989 года Филозов работал в театре «Школа современной пьесы» и буквально за несколько дней до кончины отыграл свой последний спектакль. Пять последних лет он был тяжело болен, но ежедневно приходил в театр на репетиции и спектакли. Его коллеги и не догадывались о страшном недуге. 

О том, что его последним желанием было жить в одиночестве, знали только самые близкие друзья. Занялся продажей своей любимой дачи. Зачем? Да просто семью нужно было содержать. Третья его супруга почему-то работой себя не обременяла. Но он любил, терпел, прощая даже ее неприятную болезнь — клептоманию. 

Последняя госпитализация, и приговор врачей: «Рак в последней стадии». Таких больных в клиниках не держат. Жена Наталья взять мужа домой отказалась и активно занялась оформлением бумаг на недвижимость. А вот сын, хоть он с ним долгое время не общался, и его вторая жена Алла приютили актера. Его театр осиротел. Там так и сказали: «Филозова заменить некем».