Трудно сказать — обидно или лестно было киноактеру Анатолию Кузнецову навсегда остаться в памяти народной красноармейцем Суховым? Но факт остается фактом, как и то, что фильм «Белое солнце пустыни» продолжает оставаться любимым и нынешним поколением зрителей.
Как-то на встрече с артистом в Центральном доме журналистов я услышала от него такое откровение: «Я очень дорожу этой ролью, но она затмила все другие, которые, на мой взгляд, ничуть не хуже…».
Он мог бы стать певцом, как его отец, и блистать на сцене Большого театра. Такое будущее ему предсказывали педагоги музыкального училища. Но он не принял всерьез свои вокальные данные и подал одновременно заявления в школу-студию МХАТ и в Щукинское училище. Выбор пал на МХАТ.
Анатолий с первых курсов был замечен рядом режиссеров, которые начали приглашать ясноглазого юношу с ослепительной улыбкой в свои картины. Третьекурсник Кузнецов впервые появился на экране в фильме «Опасные тропы». Активно же сниматься в кино стал с середины пятидесятых годов: «Гость с Кубани», «За витринами универмага», «К Черному морю», «Повесть о молодоженах». У молодого зрителя особенно популярен он стал после выхода на экраны картины «Друг мой Колька».
Пройдет несколько лет, и Владимир Мотыль задумает ленту, по жанру абсолютно не свойственную советскому кино. «Белое солнце пустыни» не было лирической комедией или историко-революционным фильмом. Это был первый советский вестерн, а потому совершенно понятно первоначальное недовольство кинокритики и мэтров от Госкино. Лента была запрещена в прокат.
С самого начала съемок Мотыля преследовали неудачи. На главную роль он, не раздумывая, пригласил Анатолия Кузнецова, но тот умудрился сломать ногу. Нужно было срочно менять актера. Пригласили Георгия Юматова. Как с ним бывало не раз, он, выпив лишнего, ввязался в драку, и лицо раскрасили синяки, что никак не вязалось с кристальным образом красного бойца. К счастью, Анатолию быстро сняли гипс, и работа пошла.
На встречах со зрителями Кузне-цову неизменно задавали вопросы, касавшиеся сложностей съемки. Условия и на самом деле были архитяжелыми: сорокаградусная жара в песках Туркмении. Каково было шагать по барханам с полной солдатской выкладкой на протяжении многочисленных дублей ради одной минуты в кадре! Страдала от зноя вся съемочная группа. Но тяжелее всего было Луспекаеву. Шутка ли с ампутированными стопами ходить по жгучему песку!
Сегодня может казаться, что Анатолий Кузнецов просто родился красноармейцем Суховым. Многие его коллеги так и считали, что он и не играл вовсе, а просто эксплуатировал свое обаяние. Вот и получил на всю жизнь «клеймо» товарища Сухова. Хорошо это или плохо? Мне кажется, что это великий знак таланта. Тому примеров в кинематографе немало. Взять хоть прекрасного актера Бориса Бабочкина, который остался на всю жизнь Чапаевым. Или Вячеслав Тихонов, переигравший массу блестящих ролей, но для народа он — Штирлиц. Василий Ливанов — Шерлок Холмс, Василий Лановой — главный офицер всей России… Просто всем им посчастливилось прожить в одной самой главной по жизни роли так, что ее ничем не вычеркнуть из памяти поколений.
Кто же спас от забвения замечательную ленту? Спас случай. Генсеку Брежневу захотелось посмотреть что-то веселое, но необычное. Это был большой риск — предложить ему раскритикованное «Белое солнце…». Леонид Ильич пришел в восторг. И картина пошла.
Очень высоко ценил Кузнецова режиссер Эльдар Рязанов, постоянно примеряя его к героям своих картин. Но совместный дуэт почему-то не получался. Все началось с «Карнавальной ночи», когда ему предложили сыграть в паре с Людмилой Гурченко. Не захотел, и роль досталась Юрию Белову. А когда в «Берегись автомобиля» он очень надеялся получить роль Деточкина, режиссер отдал ее И. Смоктуновскому, предложив Анатолию следователя Подберезовикова.
Только не надо думать, что Кузнецов по характеру был капризен и высокомерен. Наоборот — он был удивительно скромным человеком. Но, конечно, его задевал тот факт, что его киноработы в таких фильмах, как «Горячий снег», «Битва за Москву», «В зоне особого внимания», остались вроде бы незамеченными. Порой по этому поводу он отшучивался, вспоминая гастрольную поездку в Марокко, где ему позавидовал сам король. Причина была серьезная — у монарха в гареме было всего две жены, а у Кузнецова-Сухова — девять!
На самом деле у Анатолия была на всю жизнь одна-единственная любимая жена Александра — дочь легендарного полярного летчика, Героя СССР №1 Анатолия Ляпидевского. Познакомились в доме Галины Волчек. В студентку режиссерского факультета ВГИКа влюбился сразу. А еще понял, что это и есть его настоящая половинка. Вместе они прожили шестьдесят лет, сыграв и серебряную, и золотую свадьбы. Когда из-за съемок надолго приходилось разлучаться, влюбленный супруг писал жене нежные письма, еще более романтичные, чем у Сухова. А что жена, каково ей было пережить период всеобщего сумасшествия после выхода на экран «Белого солнца…»? Письма в квартиру приносили мешками. И мудрая Александра их не рвала, а сортировала и сносила на чердак. Для памяти.
В последние годы на встречах со зрителями Анатолий Кузнецов часто пел старинные романсы и песни в стиле ретро. Непременно в его репертуаре была «Ваше благородие…». Жаль, конечно, что ни в одном из многочисленных фильмов, где сыграл актер, ему не представилась возможность блеснуть своим баритоном. Сердце актера остановилось в восемьдесят четыре.
Не стало человека на земле. Но российские космонавты, отправляясь в свою очередную звездную командировку, неизменно просматривают «Белое солнце пустыни», где красноармеец Сухов как живой.
Комментарии
Больше по теме
«А кто ещё туда поедет?» Зачем гуманитарщики везут груз на передовую
Гавайская вечеринка на уроке истории
Англичанка из Барятина