Актерская профессия не входит в разряд особо опасных. Почему же тогда судьбы многих так непредсказуемо ломаются? Перегруженность, болезни, но есть еще одна причина — талант перевоплощения.
Елена Майорова родилась на Сахалине в простой рабочей семье. С третьего класса стала выходить на студийную сцену Дворца пионеров. Но когда закончила школу и делала попытки поступить в театральный вуз — везде слышала отказ. Что-то нужно было делать, и она поступает в строительное ПТУ. Хорошенькая девочка, круглая отличница, не хотела выглядеть на практике одинаково со сверстницами. Телогрейка и ватные штаны — это было не для нее, и она предпочитала ходить на работу в джинсах и курточке до талии. Даже в мороз, когда приходилось заниматься изоляцией теплотруб, заматывая их стекловатой и заливая бетоном. Все закончилось больничной койкой, операционной и приговором: детей у нее не будет.
В 1976 году краснодипломница Лена Майорова все же поступает в ГИТИС, нарушив пэтэушные законы, по которым была обязана отработать положенный срок. В противном случае нужно было заплатить солидный по тому времени штраф в 112 рублей. Это за нее сделал Олег Табаков, с самого начала разглядевший в девушке нечто особенное. Она так читала Достоевского, что члены приемной комиссии сразу уловили в ней не столько актерские интонации, сколько настроения и глубокие чувства.
Пройдет немного времени, и всем станет очевидно — Лена так глубоко, бесповоротно входила в каждую роль, что выйти из нее просто не могла. Очень быстро она завоевала популярность у столичной публики — опекал ее лично Олег Ефремов, не скупясь на лучшие роли для любимой актрисы. Переиграла во МХАТе всю классику: «Тартюф», «Горе от ума», «Дни Турбиных». Чеховские «Три сестры» и роль Маши потрясли всю Москву.
Еще будучи студенткой, она дебютировала в кино в фильме «Вам и не снилось». Позднее лучшими ее работами стали роли в фильме В. Хотиненко «Макаров» и А. Митты «Затерянный в Сибири». А за роль официантки в «Скором поезде» она была удостоена громкой премии за лучшую женскую роль. Но все самое яркое случилось все же на театральной сцене. Всемирное признание пришло к ней после спектакля «Орестея». С гастролями она побывала в Японии, Италии и Греции, где зрители сравнивали Майорову с Гретой Гарбо.
Личная жизнь поначалу не клеилась. Первый брак с сокурсником ГИТИСа Чаплыгиным можно считать фиктивным. Жили в общежитии в нужде и без малейшего комфорта. А вот настоящий суженый пришел к ней волшебным образом. Сидя в гостях у подруги и оплакивая судьбу, Елена вдруг сказала: «Вот сейчас, мне кажется, откроется дверь и ОН войдет». В дверь и впрямь постучали. Вошел Сергей Шерстюк, в то время уже известный художник, к тому же сын генерала, имеющий роскошную квартиру в центре Москвы. Но не это было главным, а просто первый мимолетный взгляд, означающий, что Амур сразу пронзил оба сердца.
Это была история жизни и смерти, переплетенной с любовью навсегда. Конечно, у двух талантливых творческих личностей случались и ссоры с битьем посуды, и примирения с букетами роз. Но Сергей очень тонко понимал обожаемую им женщину. Не допускал до определенного момента и беспричинной ревности, позволив даже сняться в откровенном фильме «Странное время», где ее партнером был юный Олег Васильков.
Неожиданно экранные постельные сцены получили продолжение в обычной жизни. Коллеги по театру частенько видели их вместе, а во время гастролей — и в одном номере гостиницы. По своему складу характера Елена не способна была лгать мужу, которого тоже любила. Но не так свежо и неожиданно, как Олега. Смятение души стала приглушать в вине. Муж все это видел, но любил и уповал на время. Появилась и еще одна трещина в семье — ее внес Олег Ефремов, который неожиданно сделал Майоровой официальное предложение. Она ему отказала, и оскорбленный режиссер стал к ней придираться, изматывая на репетициях.
Муж должен бы сразу увидеть перемену в настроении жены. Но пытался не замечать стрессов, глубокой депрессии и даже частых пропусков репетиций. Вообще, как это часто бывает, никто ничего не замечал. Только теперь все со смаком препарируют причину страшного конца. Роковую роль сыграл обычный сувенир, привезенный из Греции, — керосиновая лампа. Чтобы ее оживить, нужен был керосин, который давно исчез из магазинов. Достал авиатор, приятель мужа. В тот день Лена не поехала с Сергеем на дачу, сославшись на ангину. Вспомнила народное средство — прополоскать горло. Взяла канистру и облила жидкостью платье. Почему-то вышла на лестницу покурить, чиркала спичку за спичкой (позже будет отмечено, что ими засыпан весь пол), пока не вспыхнула одежда. Как пылающий факел она выскочила из подъезда и вбежала в ближайший подъезд театра Моссовета. Узнать обгоревшее тело было невозможно. Через несколько часов она скончалась.
Сколько всякой всячины по этому поводу написано и отснято в телеэфире. Что — правда, что — официальная версия и предположения? Лично мне более логичной кажется версия самоубийства, если учесть, что квартира была аккуратно заперта на все замки. Значит, к своему концу Лена готовилась. Но не это главное — оно в том, что целый ряд ее ролей как бы подводил ее к неизбежному, что рождалось в мозгу. За ней шли неотступно ее страшные роли. В сериале «На ножах» она играла женщину — убийцу, в спектакле «Тойбеле и ее демон» — роль еврейской девушки, попавшей под чары нечистого. Она так вживалась в образ, что с ним жила. Не помогала даже церковь.
Муж не смог пережить потерю любимой женщины, не прошло и года — он последовал за ней, успев закончить картину «Ты и я». В своем дневнике он написал: «Мы с тобой порой ссорились, я тебя обижал, не понимая, что этого делать вовсе нельзя. Ты была живая рана, девочка без кожи, чище тебя я не знаю…». Так что же подвело Елену Майорову к такому концу? Многие версии похожи на правду… Но неправда.
Комментарии
Больше по теме
«А кто ещё туда поедет?» Зачем гуманитарщики везут груз на передовую
Гавайская вечеринка на уроке истории
Англичанка из Барятина