Виктор Бабурин о ТОСах:что значит быть хозяином

Двадцать лет исполнилось со времени создания в Калужской области первой территориальной общины самоуправления. Сегодня аббревиатура ТОС известна всем.

Ярым сторонником этого движения был Виктор Бабурин. И в должности главы областного парламента, и сегодня, продолжая находиться на руководящей должности Законодательного собрания, он как никто знает о том гигантском объеме проблем, которые в состоянии решать эти общественные формирования.

— Недавно состоялся первый областной форум ТОСов, где вы их назвали самой близкой к людям структурой.

— Я готов это подтверждать всякий раз. Если взять любую деревню, поселок, райцентр, то порой жители не всегда знают в лицо своего депутата, да и с местной властью общаться как-то не с руки. А общественное лицо, ими же избранное, — человек близкий, ему доверяют.

Очень хорошо помню свои первые годы жизни в Калуге. Зашел в один из многоквартирных домов и был буквально сражен: на лестничных площадках — коврики, на подоконниках цветы, возле подъезда — ухоженные клумбы, аккуратные лавочки. Тогда узнал, что никаких циркуляров по этому поводу не принимала ни горуправа, ни управляющая компания. Просто людям надоело жить в неряшливой обстановке. Собрались всем подъездом, уговорили одну пенсионерку, обязались ей платить, и она не только взяла на себя обязанность поддерживать красоту и порядок, но и согласилась ежемесячно оплачивать квитанции жильцов за коммунальные услуги.

Как хотите назовите такую форму самоуправления. Пусть это будет домовый комитет, или уличком, как это практикуется в Малоярославце, главное, что жильцы приняли решение заниматься своими бытовыми проблемами самостоятельно.

— Официально в области насчитывается более восьмидесяти ТОСов. Вы считаете, что этот процесс развивается медленно?

— Цифра эта весьма приблизительная. Форм самоуправления много, и не в том главное — оформлены ли эти объединения официально, разработаны ли их положения. Если это самоорганизованная структура, то пусть себе работает. Если она оформлена в соответствии с уставом муниципального образования — это еще лучше. В любом случае такое решение принимает народ без всяких подсказок и принуждений со стороны власти. Важно то, чтобы люди наконец-то поняли, что если они будут продолжать пассивно наблюдать, как к их просьбам и жалобам глухи управляющие компании, муниципальные чиновники, то все их беды так и будут с годами только множиться.

У меня на памяти масса примеров создания органов самоуправления на селе. До определенного времени люди терпят нерегулярную подвозку хлеба, перебои с автобусным движением и телефонной связью. И вот в каком-то критическом случае (к примеру, кому-то нужна экстренная медицинская помощь, а скорая приехать не может) один человек энергично начинает действовать. Люди такого смельчака приметят сразу. Соберут сход и предложат ему возглавить сельскую общину. Назвать его могут как угодно, хоть старостой, хоть управляющим — не в этом суть, а в том, что этот человек не побоится перешагнуть порог высокого кабинета и потребовать от власти решения сельской проблемы.

— Все-таки этот лидер должен быть человеком не только достаточно грамотным, но еще и неравнодушным. 

— Верно. Но ведь не все пенсионеры готовы свою старость коротать возле самовара, отгородившись от жизни за пределами квартиры. Порой среди тосовцев видим бывших председателей колхозов, бухгалтеров, строителей. Главное — это люди деятельные и, если хотите, с хорошей пробивной силой.

— На прошедшем форуме выступало много представителей ТОСов, естественно, самых лучших и самых опытных, пионеров этого движения. Они говорили о проделанной работе, которая заключается не только в посадке клумб во дворах и покраске лавочек. Контроль за ремонтом дома, асфальтирование дворовой территории, освещение, вечернее патрулирование. Не слишком ли много нагрузок для волонтеров? И не приведет ли эта их активность к полной бездеятельности управляющих компаний, готовых переложить на плечи общественников свои прямые обязанности?

— Этого бояться не надо. Мы, наоборот, должны стремиться к еще большему охвату общественного движения. А вот что касается мотивации этой работы, то тут это обязана взять себе на заметку местная власть. Здесь хочется привести в пример Сухиничский район. Проходит День города, и, отмечая лучших его людей, непременно достаются награды и общественникам. Ведь именно их стараниями у нас преобразились некогда грязные и скучные поселки и райцентры. Сегодня не узнать село Ульяново, Хвастовичи, Барятино, Перемышль. А как похорошели некогда запущенные деревни! И в этом немалая заслуга общественных объединений.

Конечно, к сожалению, этим территориальным лидерам мы не в состоянии платить за работу. Но есть другие формы поощрения. Именно там, где действует общественное самоуправление, муниципальная власть в первую очередь проводит жилищные ремонты, благоустройство дворов, асфальтирует дороги. Хорошо бы было, чтобы на досках почета среди достойных людей были и фотографии этих безвозмездных тружеников.

 Я абсолютно убежден в том, что расширение сферы влияния общественного самоуправления в разы сократит очереди к кабинетам властных структур с жалобами на проблемы, которые люди в силах решить сообща, всем миром. Именно ТОСы умеют и слушать, и слышать, и советоваться с каждым человеком. Но еще они учатся строго контролировать власть и громко заявлять о тех нуждах, которые решать нужно незамедлительно. Тосовцы делегированы народом, а потому ни один чиновник не вправе от них отмахнуться. Это и есть подлинная демократия!