Нина Сазонова. Дорогая тётя Паша

Кто сейчас из зрителей вспомнит, что за фильм такой «Моя улица»? Но если назвать звучавшую там песню «Ромашки спрятались», то сразу назовут имя актрисы — Нина Сазонова.

Прослужив в Театре Советской армии более шестидесяти лет, кинематограф ее не очень баловал ролями — всё больше солдатские матери, деревенские тётки, жены. Первым разглядел изумительную актрису Александр Довженко, сняв ее в «Поэме о море». Сазонову не нужно было ничему учить и гримировать. У нее были глаза матери — этим всё сказано!

 Родом она была из села. В доме, где прошло детство, всегда звучали музыка и песни. На концерты к Сазоновым сходились все жители. В школе тоже девочке повезло — всеми обожаемая учительница Анна Михайловна, чтобы растормошить уставших на уроке детей, делала музыкальные паузы. Перепели весь репертуар русских народных песен, переиграли всех сказочных персонажей. 

Ничего нет удивительного в том, что шестнадцатилетняя Нина Сазонова отважилась ехать в Москву и выиграть сумасшедший конкурс в студию Театра Красной Армии. Всю комиссию она покорила своими песнями, ну и наставник ей достался великий — сам Алексей Попов взял ее под свою опеку. Когда состоялся ее дебют (роль Маши в водевиле «Лев Гурыч Синичкин»), на премьеру приехала не только ее первая учительница, но и мама, и братья.

Война началась неожиданно. В театре шла репетиция. Ее прервал Попов и велел всем ехать на Белорусский вокзал провожать первых ополченцев. Концерт был веселым, потому что никто не верил в то, что война надолго. На каких только фронтах не побывала бригада театра: играли в госпиталях, на передовой порой под свист снарядов. 

До последних дней Нина помнила переход через минное поле, когда случайно оступилась и нога оказалась на снаряде. Сопровождавший артистов сержант велел не двигаться с места до прихода саперов. А под Харьковом концертная бригада попала в окружение. Сазонова со знакомым офицером спрятались в стоге сена. Но немцы проверяли каждую копну. Каково было увидеть своего растерзанного друга поднятым на вилы!

Нина тогда чудом уцелела. Долго шла лесными тропками, пока не вышла к своим. И сразу попала на допрос в Смерш. Случился страшный нервный срыв, военные врачи тогда поставили диагноз — шизофрения. Война кончилась, она вернулась в театр. Узнать Сазонову было трудно. Именно тогда кто-то из медиков дал ей совет: чтобы организм восстановить после стрессов — нужно родить. И она выходит замуж за директора картинной галереи Александра Борисова. Рождается сын Михаил. 

Совместная жизнь была недолгой. Муж умирает, и единственным лучом света для женщины становится ребенок. Это была безумная любовь, схожая с тяжелым заболеванием — Нина отгородила его от всех женщин. Не желала она и для себя семейного счастья, хотя многие достойные мужчины не раз предлагали ей руку и сердце.

Возможно, Сазоновой в какое-то время вполне хватало ее работы. После Довженко в кино было много интересных предложений. Образы, которые она создала в картинах «День за днем», «Простая история», «Бабье царство», «Юркины рассветы», «Моя улица», были поразительно узнаваемыми — близкими, родными. У Василия Шукшина в картине «Живет такой парень» она сыграла Анисью. На студию пришло письмо от зрителя: «Кто играл эту тётку? Если — наша деревенская баба, объясните ей, как надо играть. А ежели артистка, так что же она у вас такая деревенская?» Это ли не есть высшая оценка исполнителю! После выхода на экраны фильма «День за днем», где она сыграла тетю Пашу, Сазонова получала мешками письма, на которых порой просто значилось: «Москва. Тете Паше».

Сазонова очень любила гастроли. Исколесила всю страну с шефскими концертами, предпочитая особенно поездки в воинские части, в маленькие городки. Она пела так, что даже ее подруга Людмила Зыкина признавалась, что никогда не смогла бы так загипнотизировать публику. «Стою на полустаночке», «Ромашки спрятались», «Вальс расставания» — люди ее слушали, порой глотая слезы. А мальчишки в гарнизонах после ее исполнения «Пишите письма матерям» садились за листы бумаги. Офицеры только дивились: «Мы их месяцами не можем заставить черкнуть домой пару строчек…».

Чтобы узнать, какой была актриса Театра Советской армии Нина Сазонова, нужно посмотреть фильм «Женщины», где она, можно сказать, сыграла собственную судьбу. Да только в зеркальном отражении. Молодой Виталий Соломин в картине — ее единственный сын, выращенный без отца. Мальчик Женя, согретый великой материнской любовью, становится достойным человеком. Миша Сазонов тоже купался в материнском обожании. Но бросил школу, привел в дом шестнадцатилетнюю девчонку, которую Нина Афанасьевна, естественно, невзлюбила. Не по душе ей был даже родившийся первенец — внук Женя. Вот так тема материнства, главная в ее творчестве, перешла в жизнь, только тут у нее получилось не со знаком «плюс», а с «минусом».

И все пошло наперекосяк. Молодые разошлись. Михаил, потеряв стимул к семейному обеспечению, бросил работу, пристрастился к вину и картам. Долги оплачивала небедная мама. Вроде бы эти два человека оставались любящими душами, но как уродлива была эта любовь. Хмель туманил парню голову, и он все чаще поднимал на мать руку. А та молчала, терпела, скрывала и продолжала кормить, одевать, распутывать долги своего великовозрастного бездельника. Как же могло случиться так, что двое некогда самых близких людей исковеркали друг другу жизнь?!

Это случилось в новогоднюю ночь 2001 года. Потерявший во хмелю рассудок сын избил мать и спокойно лег спать. А утром, увидев ее лежащей на полу, решил, что она мертва, и… выбросился из окна одиннадцатого этажа. Сазонову в тяжелом состоянии доставили в больницу. С этого дня она превратилась в разваленную старуху. Инсульты, проблемы с головой, она перестала не только двигаться, но и с трудом узнавала родных и друзей. Хотя к ней почти никто и не ходил. 

Зато внучок и некая племянница во все тяжкие кинулись делить лакомые квадратные метры московского жилья, а также солидные накопления. Забрали даже орден Ленина. Лидировала в этой схватке и сиделка престарелой актрисы Лариса Свиренко, умудрившаяся заполучить согласие хозяйки на владение трехкомнатной квартирой. И продала ее за безумные двести тысяч долларов. Последние дни народной артистки СССР Нины Сазоновой прошли в доме престарелых. 

Сейчас ее уже нет с нами. Но нет-нет да и слышим в эфире «юности нашей старый забытый вальсок».