Владислав Стржельчик. Наполеон с берегов Невы

В Ленинградском Большом драматическом театре Георгий Товстоногов собрал целый букет великих мастеров сцены: Иннокентий Смоктуновский, Олег Борисов, Ефим Капелян, Кирилл Лавров, Алиса Фрейндлих. И среди них самым ярким цветком был, бесспорно, коренной питерец Владислав Стржельчик. 

Природа одарила его щедро, в том числе наделив царственной осанкой, дивным голосом и изысканными манерами. Мало кто из его коллег мог так носить мундиры и камзолы, и вряд ли кому-то даже из самых именитых довелось четырежды в разных фильмах сыграть императора Николая I.

Закончив студию БДТ, он был зачислен в труппу великого Товстоногова. В самом начале творческого пути война сделала перерыв в работе труппы — многие актеры, в том числе и Владислав Стржельчик, надели солдатские шинели. Пуля его пощадила, а его родители, которые оставались в блокадном Ленинграде, может, и выжили благодаря тому, что он умудрялся переправлять им свой солдатский паек. 

Кончилась война, Владислав снова на сцене своего театра. И приезжие, и гости города на Неве в театр шли неизменно «на Стржельчика». Конечно, жители северной столицы хотели видеть его только на театральной сцене и были очень ревнивы к его киноработам, считая, что съемки отвлекают его от главного. Но, к сожалению, слава к артисту приходит чаще всего тогда, когда его оценивает многомиллионная аудитория кинозрителей. 

Так случилось и с Владиславом, когда на экраны вышел телесериал «Адъютант его превосходительства», где он сыграл генерала Ковалевского. Сразу — Государственная премия и море влюбленных в него женщин. 

Как было не любить такого остроумного шикарного красавца! Он и сделал один нелепый шаг, приняв легкий флирт за любовь. Женился, но вскоре брак этот распался. И причина на то была весомой. На смену глупой влюбленности пришло настоящее чувство. До самой смерти. БДТ гастролировал в Сочи, а его будущая судьба в лице московской молодой актрисы Людмилы Шуваловой приехала просто погреться на солнышке. Случайная встреча на берегу, и как удар током — оба поняли, что больше им не расстаться, прежняя жизнь у обоих рухнула безвозвратно.

Месяц счастья, потом расставание. Из Москвы в Питер летят письма и телеграммы. Потом — короткие встречи между спектаклями и киносъемками. Так долго продолжаться не могло. Людмила бросает московскую квартиру, театр, жениха и едет к любимому. Труппа театра встретила новенькую настороженно, женская ее часть не могла смириться, что буквально из-под носа некая фифа уводит красавца-актера. И все же им дали общежитие, хотя по меркам того времени это считалось аморальным.

Владислав был по уши загружен работой. Помимо театральных спектаклей его засыпали предложениями кинорежиссеры. «Балтийское небо», «Гранатовый браслет», «Гибель эскадры», «Майор Вихрь», «Гардемарины, вперед!», «Корона российской империи» — фильмам нет числа. Но особняком стоит «Война и мир», где на роль Бонопарта безоговорочно был назначен Стржельчик. Вряд ли французского императора кто-то бы лучше сыграл! Сами французы, встречая в Париже съемочную группу картины, буквально засыпали «своего Наполеона» морем роз.

А что же молодая жена? А Людмиле доставались только вторые роли. Но она все равно, хоть и не было у них детей, была счастлива, посвятив себя полностью своему Владику. Дома всегда был идеальный порядок. Чистота окон и зеркал была такой, что сквозь них хотелось пройти. Скатерти, салфетки накрахмалены, сервизы роскошны, а обеды, ужины изысканны — Владислав любил вкусно поесть. Сам же глава семьи мог сидеть дома в небрежном одеянии, объясняя это тем, что он «устал от камзолов».

Конечно, поводов для ревности было у жены предостаточно — поклонницы буквально штурмом брали подъезд, где была квартира Стржельчиков, а одна влюбленная дурочка прислала артисту в подарок… три килограмма докторской колбасы! Но у нее хватало ума на все эти флирты смотреть сквозь пальцы, свято веря в то, что она у мужа единственная. Хотя однажды он ей сказал: «Больше тебя на свете я люблю театр». Это была правда. Там его тоже обожали, но был он по своей натуре по-детски доверчив, раним и порой даже наивен. Ему казалось, что все друзья честны с ним, и ошибался. В таких случаях Людмила была для него стеной, ограждая от неприятностей, слухов и сплетен.

Самым большим его другом был Ефим Капелян. Хотя тот любил хорошо выпить и еще обожал картишки. Все это было противно Стржельчику. Но их роднила просто сумасшедшая любовь к театру. Они могли ночь напролет говорить о системе Станиславского и Мейерхольда. 

Возможно, внезапная смерть Капеляна потрясающе подействовала на него. Или он уже что-то чувствовал, ловя себя на том, что стали случаться провалы в памяти. Но было столько интересных работ! Мне посчастливилось в Москве оказаться во время гастролей БДТ. Простояла полдня в очереди, чтобы попасть на спектакль по пьесе Миллера «Цена», где играл Стржельчик. Тогда даже самые суровые критики признали, что его девяностолетний Соломон Грегори стал вершиной его творчества. Не потому ли спектакль прожил четверть века?! 

Вспоминает Людмила: «На одном из прогонов «Макбета» Владик забыл текст. Снова заговорил и снова забыл…» Когда обратились к врачам, диагноз был страшным — рак мозга. Коллеги по театру посоветовали немедленно ехать отдыхать. Но Стржельчик предпочел курорт работе над новым спектаклем, сделанным специально для него и Алисы Фрейндлих, — «Этот пылкий влюбленный». Это был последний спектакль великого артиста. Он снова забыл текст, его спасала партнерша. А потом он обернулся к публике и сказал: «Со мной всё…».

Семь месяцев ему еще предстояло прожить. От операции отказались. Кто-то из медицинских светил сказал: «Он прожил красивую жизнь, пусть красиво умрет».