Владимир Басов. Недостроенная мизансцена

Сейчас эпитетами «суперзвезда», «мегазвезда» усыпаны имена весьма посредственных служителей сцены. В советские времена оценки были куда строже, хотя ярких талантов было не меньше. А вот актеру, режиссеру, сценаристу Владимиру Басову вполне соответствует характеристика гениальный.

Его отец, революционер-большевик, комиссар в коннице Чапаева, потом командовал погранотрядом в Средней Азии, где был убит басмачами. Вроде бы, по стопам отца должен был пойти и его сын, но у него были другие планы. Да что там планы — выпускной бал у школьников 41-го года закончился коллективным походом в военкомат. Мальчишки надели шинели и пошли защищать Москву. Комсорг батальона Володя Басов войну закончил в звании капитана только в 47-ом году. Начальство не хотело отпускать прекрасного офицера. Но стали давать о себе знать тяжелые ранения. Отпустили. И он без промедления направился подавать документы во ВГИК. Тогда среди абитуриентов было немало парней в военной форме. Среди них выделялся худощавый, с прекрасной выправкой, офицер Владимир Басов. Он приковывал к себе внимание хорошеньких девушек даже без приколотых к гимнастерке наград — носить их он стеснялся, не считая за геройство свою работу на войне.

Режиссерский факультет Сергея Юткевича и Михаила Ромма дал кинематографу страны целую плеяду блестящих мастеров. Басов сразу был приглашен на «Мосфильм» и стал снимал картины одну за другой. Он всех поражал небывалой работоспособностью, скоростью в работе и буквально фонтанировал идеями. В нем невероятным образом сочетались несовместимые свойства — рационализм и наивность, строгость и склонность к сентиментальности, углубленность в самого себя и феноменальная общительность.

Высокий, пластичный, носатый, с огромными ушами и грустными глазами, он, несмотря на несуразную внешность, притягивал к себе юных служительниц Мельпомены, чем они и пользовались. Первой его женой стала самая красивая студентка ВГИКа Роза Макагонова. Ее он снял в своем фильме «Школа мужества». И двух своих следующих жен он непременно брал в свои картины на главные роли. 

Второй штамп в паспорте Басова появился по причине его умопомрачительной влюбленности в Наталью Фатееву. От этого брака — сын Владимир, который сегодня довольно известный режиссер кино. Но в этом не заслуга матери. Ей было не до семьи. Вся жизнь ее была сосредоточена на съемочной площадке. Если к этому еще прибавить ее бесчисленные романы, то нет ничего удивительного в том, что и этот брак распался. Они не расстались друзьями, отец был отлучен от сына и потому был на грани такого отчаяния, что даже подумывал о самоубийстве. 

От глупости спасла работа. Его заманил в свою картину «Я шагаю по Москве» Георгий Данелия. Роль была не очень большая (Басов вообще был гением маленьких ролей), но его полотер затмил даже Никиту Михалкова, который был очень недоволен тем, что второстепенный персонаж приковал к себе всеобщее внимание и даже уговаривал режиссера пригласить другого актера. Но тот не внял капризам юного Никиты.

Одной из лучших режиссерских работ Басова — картина «Щит и меч», которая стала лидером проката. Здесь ему пришлось проявить все свое красноречие, чтобы доказать «наверху»: Станислав Любшин — это как раз тип настоящего разведчика. Помучился Басов и с «Тишиной», которую он задумал в содружестве с Юрием Бондаревым. Два фронтовика знали, как нужно снимать этот материал. Но в итоге эффект был подобен разорвавшейся бомбе — фильм был назван антисоветским и снят с проката. Спас картину Никита Хрущев, которому она понравилась.

На очереди была задумка постановки пушкинской «Метели». Проблема была в главной героине — Басов никак не мог подыскать подходящий типаж. Неожиданно на глаза попалась студентка из Питера Валентина Титова. Товстоногов не позволял своим студентам сниматься во время учебы. И тут услугу Владимиру Павловичу оказал ее воздыхатель Вячеслав Шалевич, которому, судя по всему, надоело без конца мотаться к любимой из Москвы в Ленинград. Он сумел договориться, и Титова пришла к Басову, став очередным его умопомрачением. Прошло совсем немного времени, и он обворожил, ошеломил своим красноречием новую даму сердца. Победа была одержана — явилась новая семья, где все поначалу было лучше некуда. 

Валентина оказалась прекрасной хозяйкой и женой. Но и влюбленный супруг, несмотря на безумную занятость, умудрялся рано поутру не только приготовить завтрак, но и убрать квартиру, и нагладить себе рубашки. Он был большим франтом и одевался всегда со вкусом. Родился сын, затем дочь. Басов сиял от счастья. 

Гениальный актер маленьких ролей: проходимцы, карьеристы, выпивохи, бюрократы, — все его отрицательные персонажи были глубокомысленными, притягательными, смешными и часто — несчастными людьми. Мы по сей день помним его милиционера в «Операции «Ы», чью фразу о «тунеядцах, алкоголиках и хулиганах» повторяла вся страна, худого танцующего Волка в фильме «Про Красную Шапочку», неподражаемого Дуремара в «Приключениях Буратино». Дети его обожали и буквально висли на нем в перерывах между съемками. Что уж говорить об актерах, которым сниматься с таким режиссером было истинным счастьем. Он был безмерно добр ко всем. Если у кого-то что-то не получалось в образе, Басов так умел перестроить мизансцену, что сразу все становилось понятным.

А вот у себя в доме с мизансценами не получалось. Хотя, как муж, он каждой из жен был по-собачьи предан. Они же любить не умели. Он и пил. Но был бы, как мололи злые языки, запойным — разве родились бы от него замечательные талантливые дети! И разве присудил бы суд после развода обоих детей именно отцу?! В общем, не тех женщин для себя выбирал гениальный режиссер.

Итог — два инсульта, два инфаркта. В 64 года он завершил свой блистательный путь. В одиночестве.