Клара Лучко. Петунья в чахлой почве

Фильм «Кубанские казаки» сегодня вряд ли знает молодое поколение. Но люди в возрасте отлично помнят яркий подарок советского кинематографа, когда на экране была продемонстрирована счастливая, богатая жизнь колхозов, столь непохожая на жалкое существование абсолютного большинства советских хозяйств послевоенного времени.

Фильм раскрасило присутствие звезды экрана Марины Ладыниной. Но было и открытие — появилась незнакомая девица-красавица Клара Лучко. Современному зрителю она больше известна по знаменитому киносериалу «Цыган».

Девочка, которой судьба подарила славу и любовь народа, появилась на свет в селе Чутове на Украине. Имя дочери было дано в честь знаменитой революционерки Клары Цеткин. Папа — директор совхоза, мама — председатель в соседнем селе. История, как бы списанная с сюжета «Кубанских казаков».

Детство Клары ничем не отличалось от детства ее послевоенных сверстников: школа, посиделки с подружками за околицей, субботники на полях колхоза, комсомольские собрания. Девочка росла послушной и серьезной, много читала, вела дневник, любила мечтать. Выпрашивала у мамы туфли на каблуке, завивала на гвоздь косички и представляла себя Тамарой Макаровой. В шестом классе впервые влюбилась в девятиклассника. Но, увы, он ее не замечал. Да и вообще в детстве у нее не очень-то складывались отношения со сверстниками. Может быть, тому был виной высокий рост, в школе ее дразнили Жирафой. А вот успехи в школьном драмкружке видели все, и потому никто не удивился, что, получив аттестат зрелости, Клара Лучко отправилась в столицу и без труда поступила во ВГИК как раз на курс ее богини Тамары Макаровой и Сергея Герасимова.

Первой удачей стала роль тетушки Марины в «Молодой гвардии», где украинский акцент, мешавший ей раньше, был как раз кстати. Оценка была отличной! И все же поначалу режиссеры не спешили зазывать в свои картины молодую актрису. Возможно, потому, что видели в ней исключительно тургеневскую героиню, а фильмы подобного рода были в те годы не в чести. Те же, в которых приходилось играть, были бесцветны, и Клара какое-то время даже подумывала о том, чтобы бросить кинематограф. 

В годы этих метаний и сомнений ее заметил знаменитый Пырьев — именно такой он представлял в своих «Кубанских казаках» Дашу Шелест. Играть Кларе предстояло в паре со знаменитым уже Владленом Давыдовым. Но их любовь была только на экране. На самом деле с первого взгляда от нее потерял голову ее сценический отец Гордей Ворон, роль которого блестяще исполнил Сергей Лукьянов. Вряд ли кто-то из зрителей, видя, как раскручивается любовная интрига между Вороном и Галиной Ермолаевной (Ладынина), мог предположить, что «орел степной, казак лихой», увидев на съемочной площадке незнакомую молодую актрису, шепнул Пырьеву: «Я пропал!».

Фильм имел оглушительный успех. И совсем еще не опытная молодая актриса Клара Лучко получает Государственную премию СССР. Приходит известность, а вместе с ней и любовь. Лукьянов и Лучко стали мужем и женой, прожив счастливо вместе пятнадцать лет. 

Дальше молодую актрису стали наперебой приглашать в свои картины такие известные мэтры кино, как Юткевич, Пудовкин, Хейфиц. Вместе с мужем в 1952 году она снялась в известной ленте «Возвращение Василия Бортникова». На Каннском фестивале героиня фильма произвела фурор. Видные кинодеятели спорили по поводу ее румянца: он настоящий или «гримерный»? Кларой Лучко восторгались Пабло Пикассо и Фернан Леже, сравнивая ее со свежей розой.

В 1955 году режиссер Ян Фрид задумал экранизацию знаменитой шекспировской «Двенадцатой ночи». Против его решения отдать две главные роли хохлушке возражали все. Тем не менее она блестяще справилась с образом Виолы и ее брата-близнеца Себастьяна. А что касается ее украинского произношения, то этот недостаток Кларой был побежден. Стоит отметить, что фильм имел огромный успех в Великобритании. Англичане от Виолы-Лучко были в восторге. 

Фильмография актрисы обширна. Конечно, в большинстве своем ей доставались небольшие роли, но были и главные: «Мы — нижеподписавшиеся», «Карнавал», «Ларец Марии Медичи». Блистала она и на сцене Театра-студии киноактера.

В шестидесятом году к ней пришла беда — от инфаркта скончался любимый муж и преданный друг Сергей Лукьянов. Внезапно обрушившееся на нее одиночество переплелось с тревогой за маленькую дочь. К тому же в кино тоже наступило затишье. Клара соглашалась даже на самые крошечные и малоинтересные роли. Таков был ее принцип — нельзя расслабляться, нельзя останавливаться на полпути! Когда-то еще в студенческие годы Тамара Макарова сравнила Лучко с петуньей, что росла возле ВГИКа на клумбе в засохшей чахлой почве и была вся в цвету. 

Так протекала и дальнейшая жизнь «Мисс Америки» и «Женщины Индии» — сплошные преодоления. С самой юности Клара привыкла все делать сама. Не держала домработниц, убирала квартиру, копала грядки на даче, никогда не жаловалась на здоровье. Не в этом ли секрет ее потрясающей жизнерадостности и неувядающей молодости! В награду за терпение и огромный труд судьба подарила ей еще одну прекрасную роль в телесериале Александра Бланка по роману Анатолия Калинина «Цыган», где она сыграла главную героиню. Кстати, она играла Клавдию и двадцатилетнюю, хотя самой ей было пятьдесят четыре.

До глубокой старости Клара Лучко сохраняла отличный внешний вид и стройность фигуры. Ни при каких обстоятельствах она не разрешала себе расслабляться. Каждый ее день был расписан по минуткам. Но 25 марта 2005 года она не сумела взять себя в руки. Оторвался коварный тромб, и наступила смерть.