Рина Зелёная. Снаружи — Зелёная, внутри — золотая

В Москве, в Гороховском переулке, некогда размещалась гимназия фон Дервиза. Самой низкорослой, худой, с тощими косичками была гимназистка Катя Зеленая. Одноклассницы, да и учителя, побаивались ее острого язычка. Она даже благодарила с ехидцей: «Тронута, сдвинута, перевернута». А недругов холодно осаживала: «Исчезни, не всякая пустота прозрачна!». И одевалась она хуже всех, но и это считалось проявлением гордого высокомерия.

Невзрачная худышка вырастет, и мужчины будут сходить по ней с ума. Рина Зеленая была не просто актриса, она была великолепной рассказчицей, выдумщицей, мастером розыгрышей и пародий. А детвора была готова целыми днями не отходить от радиоприемников, слушая замечательные сказки, где все котята, слонята, лягушата, львята говорили ее уникальным голосом.

Она закончила Московское театральное училище. Начинала как профессиональная певица, выступала в разных городах. В Одессе поменяла имя — Екатерина было слишком длинным для афиши. Потом — переезд с семьей в Москву. Снимали малюсенький угол, где жили в тесноте и нищете. При этом к Рине в ее клетушку всегда наезжали родственники и просто знакомые. Она всех была готова приютить — таким была человеком. 

В 1924 году пришла в Московский театр сатиры. Вышла замуж за юриста Владимира Блюменфельда, маленького человечка, которого называла Птенчиком. Нельзя сказать, что она была верной женой. Богемная жизнь, успех кружили ей голову. С мужем рассталась без печали. Для этого просто не было повода. Ее окружали такие люди: Алексей Толстой, Ираклий Андроников, ее обожал Леонид Утесов, молодому Сергею Михалкову хотелось, чтобы его стихи читала только она, а Владимир Маяковский был не прочь сразиться с ней в бильярд. 

Первой ее ролью в кино стала девушки из шайки Жигана в фильме «Путевка в жизнь». Через какое-то время вместе с Агнией Барто она напишет сценарий к фильму «Подкидыш». Буквально на коленях набросает несколько строк про тараторшу Аришу, которую сама и сыграет. А историю о старушке, которая зашла попить воды, потом хватились — «пианины нету», актриса вообще придумала на ходу.

Чем известна Рина Зеленая нынешним киноманам? Конечно, прежде всего назовут Черепаху Тортилу в «Золотом ключике», затем миссис Хадсон в «Шерлоке Холмсе и докторе Ватсоне». Людям же старшего поколения она особо любима в сказках, в мультфильмах, где без нее ничего не получилось бы. «Сказка о потерянном времени», «Три толстяка», «Про Красную Шапочку», «Приключения желтого чемоданчика», «Внимание, черепаха!», прибавьте сюда многочисленные радиоспектакли и мультики. Она сама любила посмеяться над сценическим репертуаром и набором своих героев: «Всё зверье переиграла, еще мебель, вишню, капусту, а в «Веселых звездах» — уцененную куклу Наташу!»

Война прервала ее буйный полет к славе. Хотя о ней, как таковой, она никогда не думала, шутя по этому поводу: «Если меня и наградят, так непременно за сорок минут до смерти». Так и вышло. Первого апреля 1991 года Президентом СССР был подписан Указ о присвоении Рине Зеленой звания народной артистки Союза. В тот же день она скончалась. Но это я забежала вперед. А пока — осень 41-го, и фронтовая артистическая бригада в составе А. Райкина, С. Михалкова, Л. Орловой, К. Чуковского и Р. Зеленой колесит по дорогам войны с концертами, поднимая дух бойцов. Побывала и в Берлине, и даже в День Победы расписалась на Рейхстаге.

Кончится война, и она снова на сцене и на своем любимом радио. А что же любовь? Крутила роман со знаменитым журналистом Михаилом Кольцовым. Рассорились. Немного попереживала и укатила «зализывать раны» в санаторий. Туда по той же причине приехал и известный московский архитектор Константин Тапуридзе — автор знаменитых фонтанов на ВВЦ. Любовь была с первого взгляда и до последнего вздоха. Про эту необыкновенную пару нужно рассказывать отдельно. Интересно то, что они бы могли познакомиться раньше, потому что бывали в одном доме, где собиралась вся московская богема. Но не замечали друг друга — значит, время еще не пришло…

Природная комедийность Зеленой абсолютно совпадала с характером мужа. Он был не только остроумен, но и необыкновенно начитан. Его энциклопедические знания порой выводили Рину из себя. У них редко выдавалась минутка побыть наедине друг с другом. Ей было достаточно уже того, что он дома работает за своим столом. И тут звонок. Подруга Фаина Раневская что-то хочет у него разузнать. Рина отрезает: «Я тоже хочу это узнать. Но он мой муж, и я первая записалась к нему на прием». 

Словечки и приколы Зеленой разлетались по всей Москве. Говорили, что если она случайно падала на улице, могла крикнуть: «Обратите внимание — здесь валяется Рина Зеленая!» Прохожие умирали от смеха. Или она давала совет от бессонницы: «Не можете заснуть — считайте до четырех. Можно до половины пятого».

Были у нее два диаметрально противоположных качества: она была жутко непрактичной. Как-то на гастролях в Германии впервые купила себе дорогие сапоги, но они оказались на одну ногу. Так и носила. Как люди шьют, укладывают чемодан, готовят еду — было ей неведомо. Даже квартиры часто меняла, чтобы не делать ремонт. Вторая черта — она была безмерно добра ко всем. Своих детей у них не было. Но Тапуридзе имел от первого брака двоих сыновей, которые обожали мачеху. Уезжая на фронт, старший Роман подарит ей фотокарточку с надписью: «Дорогому человеку, снаружи Зеленому, внутри Золотому. От сына». А с бывшей женой Котэ они станут подругами. О ней Рина так и говорила «Наша первая жена».

Двое влюбленных прожили вместе сорок лет. Умер Котэ, и Рина стала терять зрение, с трудом передвигаться и вообще превратилась в старуху. Свои последние дни она провела в Доме ветеранов кино. А похоронили ее, как она и хотела, рядом с любимым мужем.