Юрий Богатырёв — чужой среди своих

Долго не могла собраться с духом, чтобы рассказать о своем любимом актере Юрии Богатыреве. Видела его на сцене «Современника» и МХАТа бессчетное число раз, пересмотрела, наверное, и все фильмы с его участием. Причину колебаний назову в самом конце.

С кем из самых ярких актеров можно его сравнить? Пожалуй, с Александром Кайдановским и Анатолием Солоницыным. Вся их прелесть в непохожести. Юрию были подвластны перевоплощения в самых разных героев. И первым потрясением был Ромашов в «Двух капитанах», где он так талантливо сыграл мерзавца, что вызвал просто физиологическое к нему отвращение. Точно так же внезапно пришло и обожание, когда я увидела его Клеанта в «Тартюфе» на сцене «Современника».

Сын офицера морского флота, он с детства увлекался… куклами. Но не так, как девчонки, — ему нравился игрушечный театр. Не меньшей страстью была и живопись. Потому он после восьмого класса поступил в художественное училище, выступая одновременно на сцене известного в Москве детского кукольного театра «Глобус».

В 1967 году он поступил в Щукинское училище на курс Катина-Ярцева, где считался самым талантливым студентом. Понятно, почему Олег Ефремов заманил его в «Современник». Не отпустил он его и когда был назначен худруком МХАТа, так что какое-то время Богатырев играл сразу на двух сценах.

Не один Ефремов уловил талант молодого актера — к нему еще в студенческие годы стал присматриваться Никита Михалков, который впоследствии стал как бы его крестным отцом в кинематографе. Именно он пригласил Юрия в свою дипломную короткометражку «Спокойный день в конце войны». Но это был только первый шаг. Огромная удача обоих ждала после выхода картины «Свой среди чужих, чужой среди своих», где Богатырев блестяще сыграл чекиста Егора Шилова.

 Для мягкого, доброго и немного неуклюжего героя, заподозренного в предательстве и обреченного на бесплодные доказательства своей невиновности, пришлось здорово измениться, и прежде всего — похудеть, а еще научиться по-мужски работать кулаками и седлать лошадь. Фильм снимался в горных районах Чечни, где все местные жители аулов — великолепные наездники. Наблюдая за тем, как молодой актер держится в седле, они цокали языками: «Лихой джигит!». А еще в картине вместе с Костей Райкиным Богатыреву нужно было прыгнуть со скалы. Обоих тогда чуть не унес горный поток.

Он мечтал сыграть у Михалкова в фильме «Несколько дней из жизни Обломова». Но главную роль тот отдал О.Табакову, а Юрию достался Штольц — полная ему противоположность. Критика потом буквально захлебнулась от восторга, ставя работу Богатырева на первое место. Стопроцентным попаданием в образ была и его роль простодушного бездельника-либерала Сержа Войницева в другом фильме Михалкова — «Неоконченная пьеса для механического пианино».

Примерно в то же время выходит многосерийный телефильм «Открытая книга» по роману В. Каверина. Борьба в научной среде в эпоху сталинизма. Андрей Львов, молодой ученый, который вместе со своей женой открывают пенициллин, способный спасти людей от дифтерии.

И следом новая противоположность — герцог Орсино в «Двенадцатой ночи». Мы слышим голос Богатырева в великолепных радиоспектаклях, на телевидении, но впереди — новая вершина, и снова в содружестве с Михалковым. В фильме «Родня» он — неповторимый Стасик, мешковатый растяпа, которого обманывает жена, бьет теща, не ставит ни в грош дочь. Это беззлобный большой ребенок. Наверное, он таким и был в жизни. По словам его друзей — бессребреник и идеалист. Деньги у него не задерживались. 

Не в этом ли причина его пристрастия к алкоголю? Но через это прошел не один наш знаменитый актер — такова их сущность… У Богатырева же перелом начался по другой причине. Постепенно он начал ощущать отторжение своих близких и даже друзей. Стать чужим среди своих было для него невыносимо. А всему виной женщины, которых он не мог любить. Он ими восхищался, преклонялся перед красотой как перед произведением живописи. Но семья ему была не нужна.

Иная сексуальная ориентация в годы советской власти была сродни позорному клейму. Богатырев обнаружил, что к нему даже потеряли интерес режиссеры. Без рюмки не проходило у него и дня. Он располнел, впал в депрессию и стал принимать определенные препараты. Последний раз снялся у Михалкова в фильме «Очи черные». Получив гонорар, зазвал в свою крошечную квартирку приятелей, хорошо выпили, а ночью прихватило сердце. Приехала скорая, и, не долго размышляя, сестра вколола клофелин, который несовместим с антидепрессантами. Сердце остановилось сразу. Ему было всего сорок.

Те, кто хорошо знал Богатырева, называли его человеком ста талантов. Мы сегодня, говоря о его звездных ролях на сцене театра и в кино, почти не говорили о его художественном даре. Тем не менее интерес к кисти и полотну он с годами не растратил. В конце января 1989 года готовилась его первая персональная выставка в филиале Бахрушинского музея. Она должна была открыться 6 февраля. Но в этот день состоялись его похороны. Позже стало известно, что большая часть его живописных работ исчезла.