Александр Лазарев: ещё раз про любовь

К имени Александр Лазарев принято прибавлять «старший». Его сын, тоже Александр, известный киноактер, на сегодняшний день по популярности уже превзошел отца. Но театралы Москвы, уверена, по-прежнему ждут выхода на сцену двухметрового красавца, покорившего миллионы женских сердец, но оставшегося верным одной своей Дульсинее.

Родом Лазарев из Питера. Он жил счастливо, обласканный и избалованный родителями, пока не началась война. Семья профессиональных художников не была богата. Главной ценностью в доме были книги и атмосфера высокого искусства. И вот блокада, голод, холод, трупы на улицах и в подъездах домов. Чтобы согреть квартиру, в огонь полетели книги, а следом — скрипка отца. Каким-то чудом удалось эвакуироваться в Оренбург, где мать устроилась работать в столовую, чтобы как-то прокормить двух своих мальчишек.

После возвращения в Ленинград Саша пошел в школу и с самого первого класса увлекся кино. По нескольку раз мог пересматривать «Мост Ватерлоо», представляя себя Робертом Тейлором. Примерял он на себя и образы других кинозвезд. Так случилось, что в город приехала комиссия из Московского художественного театра для отбора талантливых абитуриентов. Лазарев успешно прошел отбор и аттестат зрелости получал, уже будучи студентом школы-студии МХАТ. Вместе с ним в число счастливчиков попал и Анатолий Ромашин.

Курс был сильный: В. Невинный, А. Филозов, Т. Лаврова, А. Покровская. Все — будущие народные артисты. Молодой педагог Олег Ефремов из числа выпускников создал еще одну студию, прообраз будущего «Современника». И первокурсник Лазарев был счастлив уже тем, что ему дозволялось принимать участие в подготовке спектаклей, передвигая декорации, сортируя реквизиты. Порой работать приходилось всю ночь и только к утру — в общежитие на Трифоновку.

Счастливые студенческие годы совпали со временем оттепели. Будущие служители Мельпомены увлекались ранее запретными поэтами, в моде были Пастернак, Ахматова, Окуджава. Так получилось, что первым (и единственным!) театром Александра Лазарева стал Театр имени В. Маяковского, «антихудожественный» стиль которого ломал все традиционные каноны Станиславского: на сцене не было занавеса, актеры выходили прямо из зала — типичная стилистика В. Мейерхольда. Художественный руководитель театра знаменитый Николай Охлопков, смерив взглядом юношу, произнес: «Если не станешь актером — не беда. Нам все равно нужны такие рослые парни — в «Гамлете» некому пики выносить».

Но Охлопков просто напустил туман, проверяя своих будущих птенцов. Уже в первых спектаклях шекспировской драмы Лазарев играл сразу три роли: Фортинбраса, Горацио, Марцеллома, едва успевая менять грим.

Кинодебют состоялся в 61-м году. В фильме «Вольный ветер» зрители увидели красавца Янко, но это было еще не восхищение критики, а только благосклонное «нормально!». Проснулся же знаменитым он только после того, как его электрик Бойцов станцевал в «Иркутской истории». И только настоящим шквалом влюбленности слабого пола Советского Союза стала роль физика-ядерщика Электрона Евдокимова в картине Г. Натансона «Еще раз про любовь» по пьесе молодого Э. Радзинского. Интеллектуал, избалованный вниманием, самоуверенный и высокомерный, он — полная противоположность его новой знакомой стюардессе Наташе (Татьяна Доронина). Даже в постельной сцене, когда девушка говорит ему о любви, он слушает ее холодно и отрешенно. Со временем они научатся понимать друг друга, но когда станет понятно, что это — любовь, трагическая развязка ставит в этой истории многоточие. Фильм собрал за год более 40 миллионов зрителей и по праву считается классикой советского кино.

Любовь и обожание порой могут свести человека с ума. Как Александр Лазарев смог пережить эту обрушившуюся на него лавину женского восторга, сопровождаемого звонками, записками и встречами у подъезда дома! Все девицы страны были убеждены — никакие Наташи актеру не подходят, только они единственные могут его сделать счастливым. 

А счастливым его сделала Светлана Немоляева, пришедшая одновременно с ним к Охлопкову на прослушивание. Их роман не бурный, но красивый и спокойный, без ссор, обид и истерик начался с банальной ревности. Лазареву показалось, что за бойкой и смешливой Светланой ухаживает Ромашин. Нужно срочно было вести подругу под венец.

Вместе они прожили счастливо более полувека. Маленькая, хрупкая Светлана умела усмирять взрывной характер своего красавца-мужа. Не было у них разлада и по поводу сыгранных ролей — Светлана приглянулась режиссеру Э. Рязанову, и она постоянно была на съемках, а Александр блистал на сцене Маяковки. Даже искупаться в лучах славы мужа, получая престижную премию («Хрустальную Турандот») за главную роль в пьесе Г. Горина «Кин IV», пришла Светлана — Лазарев был на гастролях.

 Об известности и популярности Лазарев вообще не задумывался и, видимо, поэтому не испортился, не зазнался, избежав «звездности». Этого романтичного задумчивого человека в кино и на сцене привлекали возможность в самых немыслимых обстоятельствах пребывать в «чужой шкуре», проживая не одну, а много жизней — совершенно разных, ярких, не похожих на будничную, обыденную.

Он умер на руках любимой жены. Накануне ничто не предвещало беды. Александр Сергеевич мастерил с внуком Сережей самолет. Но утром, как обычно, не вышел к завтраку. Светлана вошла к нему в комнату и не узнала мужа — он изменился буквально за какие-то минуты. Вызвали скорую. Но было поздно…