Один человек про народного артиста СССР, лауреата двух Государственных премий Олега Борисова сказал так: «Театр был для него каторгой и алтарем.
Он был человеком, не вписывающимся ни в какие рамки — ни друзей, ни соратников. Смертельно больным он десять лет выходил на сцену. О таких Пушкин сказал: «Ты — царь, живи один!»
Судьба с ним играла с самого рождения. В роддоме перепутали, и только дома обнаружили подмену. Поменяли и имя — с Альберта на Олега. А позже пришлось оставить и Киевский драматический театр, где проработал тринадцать лет, потому что руководство посчитало его творческую командировку в Польшу прогулом и срывом спектакля. Тогда вместе с ним ушли из труппы лучшие — Кирилл Лавров, Павел Луспекаев. Все они оказались ненужными. Хотя случай с Борисовым был особенным — ему просто жгуче завидовали после бурного успеха картины «За двумя зайцами», где он блестяще сыграл цирюльника Свирида Голохвостого, так что нужно было просто найти повод и расстаться с неуживчивым актером.
Работа в БДТ с великим Георгием Товстоноговым тоже оказалась не очень успешной. Причиной был непростой характер Олега, а еще и невозможность режиссера видеть возле себя человека, по уму ему равного. С годами у Борисова все более стали проявляться желчность, сарказм и желание быть в центре вселенной. Во всех его последующих работах его герои в точности повторяли сущность его самого.
Достаточно вспомнить знаменитый телесериал «Рафферти», фильм-имитация под заграницу. Со временем эта имитация превращается в саму Америку, а Борисов — в Рафферти. Его исповедь — это уничтожение самого себя, обнажение собственного уродства. Фильм, где он играет профсоюзного лидера, человека, превратившегося из «славного парня» в циничного, беспринципного босса, служащего двум богам, был поставлен специально на Олега Борисова, человека, который сам не понимал маниакального стремления выйти победителем из схватки, в которую он ввязался.
Интересно познакомиться с дневниками актера, которые он писал, как и многие талантливые лицедеи. Строчки записей рождались будто впопыхах, писались без учета знаков препинания, почти как у Фолкнера. А вот жизнь навязывала ему и запятые, и знаки вопроса, и особенно многоточия. Его друг актер Михаил Данилов считал его символом астрономии. Вокруг же была сплошная арифметика.
Он уходит от Товстоногова, переезжает в Москву и идет в театр Олега Ефремова. Кто бы мог подумать, что, блестяще сыграв у него Астрова в «Дяде Ване», их десятилетнее содружество зайдет в тупик из-за глупой обиды — на гастролях во Франции Астрова решил представить парижской публике сам Ефремов. Олег без сожаления от него уходит — теперь между ними пропасть.
Мефистофель в картине его сына режиссера Юрия Борисова «Мне скучно, бес» — это и есть квинтэссенция самого запутанного актера, который так до конца и не открыл никому свою тайну, чего в нем больше — бога или дьявола? Он и сам подозревал, что в нем что-то не так. Гарин, Рафферти, Джон Сильвер, театральная классика — все его герои пылали бешеным огнем. Темперамент и звериное желание жизни не вмещались в физическую оболочку кожи, извергаясь наружу оглушительным потоком. Получалось, что по амплуа он был типичным неврастеником.
Но вот выходит на экран фильм Петра Тодоровского «По главной улице с оркестром». Одинокий, никем не понятый преподаватель сопромата и гитарист-любитель Василий Муравин переживает кризис. На место заведующего кафедрой вместо него ставят прагматичного тупицу. Дома тоже сплошное непонимание: жена, получающая большую, чем у него, зарплату, считает его неудачником, к тому же не одобряет и его «бренчания» на гитаре. Тогда он уходит из дома и начинает играть для публики.
Блестящий финал фильма — Муравин в сопровождении дочери, которая наконец-то сумела понять своего отца, идет по главной улице с оркестром. Но артист Борисов никогда не шел по главной улице, а больше плутал по закоулкам души, и никакой оркестр его не сопровождал.
Странная жизнь гениального артиста. Круг его общения был очень ограничен — типичный «человек в футляре». Единственная любимая жена Алла, сын, с которым он был и нежен, и заботлив. Среди друзей — украинские футболисты. Кстати, Киев для него на всю жизнь остался самым любимым городом с его Бессарабкой, Андреевским спуском и Подолом. Страстью были рыбалка, книги и животные. Его любимый пес Кеша пережил своего хозяина, ушедшего из жизни в шестьдесят пять лет, всего на несколько дней.
И среди коллег близких ему людей не было. Один только Олег Меньшиков (кстати, тоже цирюльник!) оказался родным по духу. Может, потому, что ему, делающему первые шаги в большое искусство, тоже хотелось, чтобы мир вертелся вокруг него. И он этого добился, а вот Борисов, пожалуй, нет. Он остался непризнанным гением, талантливым изгоем. Хотя даже недруги считали его одним из лучших артистов страны.
Комментарии
Больше по теме
«А кто ещё туда поедет?» Зачем гуманитарщики везут груз на передовую
Гавайская вечеринка на уроке истории
Англичанка из Барятина