Заводской буддизм 4

Заводской буддизм

На заводе «Элмат» в рамках Всероссийского фестиваля «Ночь заводов» 12 августа состоялся перформанс «Планета-Человек».

Мероприятие развернулось в шестнадцати областях и регионах России, соединив индустрию с искусством. В Калуге на заводе «Элмат» для гостей вечера предложили музыкальный перформанс с поющими тибетскими чашами, электронной музыкой и медиа-артом. Совершенно не случайно, что такое заводное событие прошло на этом предприятии, ведь его гендиректор – известный меценат Леонид Меерович.

Из 90 заявок, поданных на фестиваль «Ночь заводов», в финал вошли 18 из 16 субъектов РФ. Калужская площадка участвует в категории «Завод-гигант». Мероприятие проводится при поддержке Президентского фонда культурных инициатив. Основной его задачей является синтез современного искусства и пространства индустриальных объектов, включение действующих и отмерших производственных площадей в городскую жизнь.

Действительно, в категорию «Завод-гигант» калужские энтузиасты попали по праву. Ведь именование «Элмат» сложилось из составных частей названия завода электронных материалов. Он был основан на базе Всесоюзного научно-исследовательского института материалов электронной техники (ВНИИМЭТ) Министерства электронной промышленности СССР.

Заводской буддизм 2

В 1980 году был введен в эксплуатацию корпус завода «Элмат», а через десять лет он стал головным предприятием объединения «Гранат». Завод занимался экспериментальным производством магнитов и светодиодов, а также выпускал высокотехнологическое оборудование для электронной промышленности.

Оживление промтерриторий – отклик на насущную потребность в новой индустриализации страны. Всероссийский фестиваль «Ночь заводов» — продолжение онлайн-акции, проведенной в 2020 году членами команды Уральской индустриальной биеннале современного искусства.

В Калуге в октябре того же года на «Элмате» прошел фестиваль современного искусства «МОSТ». Так что музы уже освоили эту заводскую площадку. Впрочем, для родившихся в СССР в этом нет ничего необычного. В сверхдержаве на заводах академические коллективы инструменталистов, оперные и эстрадные вокалисты, артисты балета выступали в обеденный перерыв прямо в цехах! Ведь «искусство должно принадлежать народу»!

Авторы представления «Планета-Человек» обратились к вечной идее о том, что макрокосм и микрокосм — видение космоса, в котором часть отражает целое и наоборот. Идея обща для эзотерики, религий, искусства, науки. Она была развита Пифагором, Платоном, Леонардо да Винчи, сонмом гениев.

Гости, увидев на помосте двенадцать поющих чаш, ожидали услышать искусство, известное по целительному мастерству Александра Демидова. Но перформанс лишь тактично обозначил присутствие тибетских сакральных предметов.

Поющие чаши — древний музыкальный инструмент, использовавшийся по всей Азии как часть религиозных традиций бон и тантрического буддизма для медитаций, молитв и погружения в транс. В наши дни они также применяются для медитаций, релаксации.

Алексей Майоров после продолжительного пролога электронной музыки выступил с пластическим этюдом на помосте, усыпанном рисом. Он осыпал зерном себя и зрителей, как на восточной свадьбе, писал на нем знак бесконечности. Надписи на огромных экранах призывали зрителей «идти, слушать, звучать, дышать».

Этот экскурс в историю оживил культурную жизнь Правобережья Калуги. Пожелаем «Ночи заводов» прочно обосноваться в нашем городе.