Сегодня мы начинаем серию публикаций, посвященных дискотечному движению в Калуге. Думаю, что эти расследования будут интересны не только меломанам, так как исторический и культурный срез нашего города тех времен показан подробно.
Истоки дискотек надо искать в Нью-Йорке середины XIX века. В это время там появляются первые ночные клубы с танцами под живую музыку, спиртными напитками, проституцией и азартными играми.
С появлением в 1889 году музыкального автомата (джукбокс) владельцы баров стали оснащать свои помещения этим диковинным аппаратом. За несколько центов посетитель пивной мог загрузить в автомате свою любимую пластинку и под пенное насладиться мелодией и потанцевать с привлекшей его внимание барышней. После Второй мировой войны дискотека, которой рулил диск-жокей, менявший пластинки, появилась в Париже в 1953 году. Режин Зильберберг заменила музыкальный автомат двумя проигрывателями виниловых пластинок, сама же ими управляла, чтобы не было перерывов между песнями. Это была первая дискотека…
Дискотечное движение в нашей стране началось в начале семидесятых. Артемий Троицкий, журналист, пропагандист альтернативной рок-музыки, теле- и радиоведущий (признан иноагентом), уверяет, что первая дискотека в нашей стране состоялась в 1972 года в кафе физфака МГУ «Б-4». Другие утверждают, что первые настоящие дискотеки прошли в Латвии. В первой половине семидесятых там проводились фестивали дискотек. В 1975 году первая дискотека появилась в Узбекистане… Но нас интересуют Калуга и ее история, поэтому для нашего материала я встретился с самым первым диск-жокеем Калуги, телерадиоведущим, организатором рок-фестивалей, наконец, отцом-основателем калужского «Рок-подвала» Валентином Черняком. Впрочем, я люблю «копать», и для начала небольшая история.

Танцульки на «костях» – это 50-е. В 1958 году в калужской газете «Знамя» появилась заметка, дающая нам право считать этот год годом зарождения танцевальной культуры в городе: «По вечерам в парке кинотеатра «Центральный» вовсю надрывается динамик, спрятанный в листьях деревьев. Там крутят пластинки с танцами «твист». Под эту поросячью музыку на деревянном помосте приплясывают пары — девушки со стилягами, одетыми по последнему визгу моды: узкие брюки-дудочки, туфли на толстой «платформе», попугайской расцветки галстук. Вот парень с длинной шевелюрой — тоже по моде — кривляется перед партнершей. Кто он? В комнате комсомольского штаба, куда привел его патруль, выясняется: это Виктор Демидов — модельщик завода «Трансмаш». «А что тут особенного? — говорит он. — Все так танцуют…»
Среди задержанных комсомольским патрулем — подростки из 9-й школы, зооветтехникума, медицинского училища и других учебных заведений Калуги. Стиляг презирают все. Это — короста на теле здоровой армии советской молодежи, и болезнь занесена к нам тлетворными ветрами с Запада». М. Березин.
Шестидесятые. Тут надо передать слово своему визави, первому диск-жокею Калуги Валентину Черняку и его воспоминаниям. «Мне рассказывал про танцы в Калуге знакомый, один из первых «кабацких» музыкантов, игравший в ресторанах, поскольку такие вечера проводились в основном там. Ресторанов в ту пору в Калуге было немного. Играли в основном джаз, рок-н-ролл практически еще не был распространен у нас в конце пятидесятых и в самом начале шестидесятых. В 1962 — 1964 годах уже начали играть Элвиса Пресли, и под это за ужином калужская публика и танцевала. А к концу шестидесятых в Калуге начали появляться более серьезные команды, или, как их тогда называли, ВИА (вокально-инструментальный ансамбль). Стала формироваться гвардия первых калужских рок-музыкантов. Тогда рок-музыку можно было играть и в ресторане, и люди ее нормально воспринимали и танцевали под нее, слушали. Все это перемежалось на сцене с официальной советской эстрадной музыкой. Их имена: Владимир Шурыгин, Игорь «Доца» Доценко, Владимир «Гапон» Гапонов, Дмитрий «Песок» Галицкий».
«Плюс были «вечера отдыха». Они проходили в клубе железнодорожников (сейчас Концертный зал Танеева), парке культуры и отдыха, это две самые центральные точки предвестников дискотек. Конечно же, ресторан «Весна» (стадион «Локомотив»), ресторан «Зуль», «Теремок» в Анненках и самое культовое место — ресторан «Кукушка» в парке.
«Кукушка» была в семидесятых студенческой Меккой. Студенты педагогического института, Бауманского собирались по вечерам в «Кукушке», на сцене играли наши калужские рок-музыканты, проходили танцевально-развлекательные вечера под катушечный магнитофон.
По институтам, по всем учебным заведениям проводились вечера отдыха, где также играли ВИА, и все это происходило в виде танцевальных вечеров».
Музыканты тогда на этих танцах вынуждены были играть все. От «Шизгары» до «Самоцветов». Это была колоссальная школа, особенно для тех, кто играл в ресторанах. Тебя попросили сыграть, ты должен хорошо сыграть, плохо сыграешь, тебя не простят, публика там серьезная. Ну и, конечно, существовал заработок, «парнас» — вознаграждение музыкантам за исполнение заказываемой публикой песни.
В институтах, например, в педе, был шикарный ВИА «Ритм». Естественно, они знали наши вкусы и соответственный репертуар подбирали для танцев. «Oh Darling» The Beatles Вова Щеголев отлично пел или «July Morning» Uriah Heep, это медляки были, танцы с дамами. Самое смешное, по мнению сегодняшней публики, это то, что танцевали тогда быстрые танцы (диско еще не было) под Led Zeppelin, Queen, Deep Purple, под их быстрые вещи.
Как выглядела публика на танцах? Семидесятые годы — это мода клеша. Джинсы, конечно, дорого стоили, порядка ста рублей, в среднем, 80 и 120, в зависимости от модели. Хорошая зарплата в те годы была 120 — 140 рублей. 1970-е — рассвет моды на Levis, Lee, Wrangler, Montana, таких джинсов уже теперь и не существует. Нет такого качества и материала.
Мы вот как выходили из этой трудной ситуации. Покупали новые джинсы, клали в ванну, вода становилась синей. Вытаскивали и вешали не выжимая. Они стекали, и получался шикарный голубой цвет, садились на человека как влитые. Внизу — сантиметра 24, колени — 22, чтобы был виден клеш, пояс пять сантиметров, карманы спереди и сзади.
Рубашки с откладным воротником, ковбойские, приталенные — батники они назывались. Джинсовые батники тоже были. Кто не мог себе купить джинсы, те шили штаны.
Девчонки одевались очень сексуально, даже по нынешним временам, приталенные аккуратные платьица, которые подчеркивали все необходимые формы, короткие юбочки. Я, наблюдая за нынешними дамами, особой разницы не вижу, даже отдаю предпочтение тем девушкам, может, это ностальгия, потому что они были более загадочными и менее доступными. На этой интриге я сегодняшний рассказ завершаю. Впереди самое интересное.
Комментарии
Больше по теме
Рельеф родины
Заводской буддизм
Пятнистый зверь из «Чёрной книги»