04 1947 Укладка тротуара на улице Ленина

1947 Укладка тротуара на улице Ленина

Май сорок пятого

Какими заботами и проблемами жила Калуга в первый послевоенный месяц. Май 1945 года по материалам областной газеты «Знамя».

Так, 22 мая 1945 года издание писало, что Калужскому горкомхозу поручено возглавить строительство Дома Советов. Однако «вместо серьезной организации работ» исполнители стараются  «избавиться от этого дела, переложив его на плечи областного коммунального отдела». В итоге, констатируют журналисты, спор длится уже пятый месяц. Выясняется, кому  же быть хозяином сооружения этого замечательного здания. «А в это время 130 тысяч рублей, отпущенные на начало строительных работ, лежат без движения».

03 1940 е Здание разрушеной швейной фабрики
1940-е Здание разрушеной швейной фабрики

Тогда же сообщается, что городское дорожное хозяйство должно провести ремонт дорог и тротуаров на 434 000 рублей. «Если учесть запущенное состояние дорог и тротуаров в Калуге, то ясно, что этой суммы недостаточно. Но и она не используется», — пишут журналисты.

В мае жилищное управление Калуги приступило к ремонту девяти домов, до конца года планировалось отреставрировать 33 здания. И тут случились трудности: не хватило материалов для проведения ремонта, «имеется только 15%», писало «Знамя». Для домов № 37, 39 и 41 по улице Революции (сейчас — улица Ленина, 121, 123, 125)  не была готова техническая документация. Кроме того, «ни транспорта, ни стройматериалов, ни рабочей силы еще нет».

Однако уже 29 мая «Знамя» написало, что восстановление дома № 176 по Советской улице (Ленина, 80) стоит считать «наиболее благополучным». Правда, нельзя сказать то же самое о восстановлении зданий, принадлежащих швейной фабрике № 1 (№ 57 по улице Луначарского и № 7 в Воскресенском переулке).

02 1950 е Советская
1950-е Советская

В выпуске от 30 мая «Знамя» описало поведение ряда организаций, которые красят при ремонте только свою часть дома, в итоге фасад оказывается окрашен в разные «колера». И приводит примеры  «заплатного ремонта»: «По улице Ленина окраска парикмахерской военторга в доме № 72 (сейчас Театральная, 30), магазина № 10 в доме № 39  (Театральная, 9), магазина кладбищенского хозяйства в доме № 37 (Театральная, 7)».

Критиковала «Знаменка» и «Зеленстрой», который «совершенно запустил свое хозяйство». Не был выполнен план по посадке деревьев, а сквер на Театральной площади собирались превратить в огород.

Впрочем, горожан интересовали и другие темы. Так, Е. Никифорова, закройщица пошивочной мастерской при универмаге № 1, поблагодарила врача Калужской глазной лечебницы т. Берберова. Женщина рассказала, что мучилась от катаракты на обоих глазах 12 лет, но «сделал мне чрезвычайно сложную операцию» и вернул зрение. Это позволило закройщице «преклонных лет»  вернуться на производство.

«Знамя» в мае нашло и ответ на вопрос горожан, куда пойти отдохнуть. Издание сетовало, что два калужских кинотеатра «не в состоянии ни вместить желающих, ни дать возможность культурно провести там досуг». Так, билеты в кино покупаются калужанами «с риском поломать себе ребра». А в самом кинотеатре «толкотня, шум, выкрики, свист», что не заботит администрацию. Равно как и грязь в помещениях.

01 1942 После оккупации
1942 После оккупации

Днем в выходной день калужане могли бы посетить «прекрасный парк культуры и отдыха», но тот «превратился в пастбище для скота». И открытая сцена, и танцевальные площадки, и аттракционы с читальней давно разобраны, нет даже лавочек.

Подобную же картину журналисты рисуют в парке Циолковского. Стадион стал пустырем, хотя  за три с лишним года после освобождения Калуги «вполне можно бы восстановить разрушенное». «Год от года все в большее запустение приходят культурные уголки нашего города. А у работников, отвечающих за благоустройство, очевидно, прочно укрепилось мнение, что создание условий для культурного отдыха трудящихся – дело, не заслуживающее их внимания», — считает СМИ.

Между тем на послевоенных, майских, киноэкранах демонстрируются ленты на злобу дня. В «Центральном» — «Эдисон», «Освобожденная Франция», в «Ударнике» — «Крымская конференция» и «Поединок». Облдрама радует горожан «прощальной гастролью иллюзиониста П.И. Златогорова с лилипутами».

Нельзя пройти мимо еще одной рубрики, которая есть в «Знамени» с мая 45-го, – «Объявления». Так, в одном из них контора ресторанов и буфетов Московско-Киевской железной дороги ищет себе старшего бухгалтера, экономиста-плановика, инструктора-кулинара, санврача, коменданта, агента и секретаря. А размещается учреждение в «Барском», на Ленина, 82.

05 1950 е Ленина, 82. начало пятидесятых до Барского
1950-е Ленина, 82. начало пятидесятых до Барского

Калужский машиностроительный завод НКПС ищет слесарей, токарей, кузнецов, котельщиков, фрезеровщиков, шлифовальщиков, машинистов, формовщиков, строгальщиков, столяров, плотников и разнорабочих. А городской трест столовых, на улице Труда «принимает дикорастущую зелень в неограниченном количестве».

Расположенной на Кирова, 22, валяльной мастерской Калужского горпромкомбината требовались работницы-надомницы «для вязки крючком разного полушерстяного трикотажа», а также ученики по валяльному производству.

Калужский областной драмтеатр сообщил о нехватке жилья для артистов, написав, что им нужны квартиры и отдельные комнаты. А еще облдрама нанимала рабочих по сцене, столяров, плотников, художников-декораторов, начальника пожарной охраны, пожарных, сторожей, уборщиц, контролеров и портних. За трудоустройством надо было обращаться на улицу Советскую, 142 (утраченный клуб им. Андреева).

Закончить хочется необычным объявлением, которое отлично характеризует жизнь калужан в то время: «В городское карточное бюро поступили найденные хлебные карточки. Обращаться по адресу: городское карточное бюро, улица Интернациональная, 96 (Суворова, 96)».

Фото из архива автора.