Театр наций 01

Человек человеку – акула

На сцене Калужской драмы артисты антрепризного Театра Наций в 202-й раз сыграли спектакль «Метод Гренхольма». Показ благотворительный: для членов семей бойцов СВО и рабочих оборонки. Организовала это событие в рамках программы «Интеграция» российская холдинг-группа «Синара». В нее входят «Ремпутьмаш», «Калугапутьмаш» и Людиновский тепловозостроительный завод.

Пьеса Жорди Гальсерана, каталонского драматурга, сценариста, переводчика, востребована во всем мире. Он перевел «Ревизора» Гоголя, и, видимо, это тоже повлияло на социальную остроту его текстов. Об авторе в России знают благодаря получившему массу наград фильму «Метод» Марсело Пинейро, созданному по мотивам пьесы «Метод Гренхольма».

Слоганом концепции метода набора в некую транснациональную корпорацию можно поставить перевернутого Чехова: «Выдави из себя человека по капле». Это спектакль о современном обществе, замаскированный под «производственную» драму об офисной жизни, полной цинизма, лицемерия и садистской жестокости.

Главный сарказм в том, что персонажи ничего не производят, они посредники в цепочке продаж чужого труда. То есть паразиты. В нашем Отечестве свои пророки, и никто хлестче и точнее Пелевина на эту тему о вампирах не писал. Кстати, Сергей Чонишвили, над героем которого два часа изгаляются три работничка отдела кадров нанимателя, блестяще озвучил несколько книг Виктора Олеговича.

Офис — это эрзац-жизнь, эрзац-работа и эрзац-отношения. Дело не в том, что эти менеджеры плохие люди. Они вообще не люди. Они не созидатели, а «втюхиватели». Там игра по Гоббсу: чем наглее ложь, тем больше доверие клиента. И чем убедительнее они солгут, тем больше продадут, больше принесут прибыли нанимателю. Значит, и им отсыпят в кормушку. Главный товар работничков – они сами.

Режиссер, болгарин Явор Гырдев, успевший пожить в социалистической стране, которую шутя называли шестнадцатой республикой СССР, выпустил в Театре Наций спектакль о том, что современный менеджмент с его системой отбора кадров и корпоративной этикой — тирания, рабовладение. Постановщик — лауреат ММКФ-2008 за фильм «Дзифт», автор острых театральных зрелищ.

В завязке спектакля четыре персонажа, каждый из которых хочет попасть на престижную вакансию в крупной фирме, приходят на интервью. А оказалось, что «мышь», мнящая себя альфа-особью, претендент, только один (Сергей Чонишвили). И его гоняют по лабиринту ситуаций три бихевиориста (Игорь Гордин, Анна Зайцева, Максим Линников).

Квартет так хорош, органичен, что выделить кого-то нет возможности. Без всяких выкрутасов, песен, танцев актерский ансамбль сразу заарканил зрителя и держал в напряжении до финала.

Декорация (художник Никола Тороманов) — стерильное офисное пространство, его единственное «украшение» — объект, отсылающий нас к работе Дэмиена Херста – акулы в формалине, одного из самых дорогих произведений современного искусства.

Часть декора — дорогие костюмы на людях, готовых переступить через все ради успеха. Между сценой и залом происходил диалог, даже торг: где та рамка, за которой человек перестает быть человеком и превращается в часть капиталистического механизма. Бой идет за место в «золотом миллиарде», конечно, только в качестве обслуги «элитки».

Нормальная «борьба всех против всех» по Гоббсу шла два часа. Для социальных животных, коим является и Homo sapiens, человек разумный, подобное поведение несвойственно. В каких только ситуациях не признавались персонажи: развод, адюльтер, смерть матери, смена пола… Все – ложь.

Процедура отбора работника превращается в изощренную психологическую пытку, цель которой заключена в том, чтобы выявить способность кандидата переступить через все человеческое. Он должен отречься от сострадания к ближнему, от эмпатии. А ведь это, уважаемые, диагноз – психопатия. Корпорации нужен тот, кто не пощадит ни мать, ни отца, ни детей. И нынче «имя им – легион»!

Участники собеседования обращаются не столько друг к другу, сколько к скрытой камере, по которой за ними наблюдает «Большой брат», «популизм» в буквальном смысле слова цветет. А каков итог успеха? Одиночество. Даже если есть формальные связи.

Обычно публика, выходя из зала, оживленно обсуждает пьесу, но не после этой постановки, выучка офиса победила. Спектакль подтвердил слова Сергея Чонишвили на пресс-конференции: «Культура – это не сфера обслуживания».

Фото Анны ЗОЛОТИНОЙ.