3 0001

Небо начинается с пилота

В этом глубоко убежден ветеран Калужского объединенного авиаотряда Валентин Иванович Кислов, налетавший на вертолете Ка-26 тысячи часов. И потому сегодня, в год 100-летия отечественной гражданской авиации, ему обидно, что многих из коллег по работе в авиаотряде официальные лица в Калуге даже не вспомнили в юбилейную дату.

— А ведь среди них было немало настоящих асов! Я бы даже сказал легендарных пилотов, – считает Валентин Иванович. – Вспомнить хоть Николая Кустарниченко, одного из 53 советских авиаторов, удостоенных звания лауреата Государственной премии СССР. Или Вячеслава Чибисова, имевшего налет более 30 000 тысяч часов. Это же почти четыре года непрерывного нахождения в воздухе! Ни один пилот малой авиации в мире не может похвастаться таким достижением! А чего стоит перелет Игоря Столярова и Юрия Павлова на доисторическом Ан-2 из Калуги в Йоханнесбург! А наш Николай Круглушин? Он был в составе вертолетной группы, встречавшей 12 апреля 1961 года в саратовских степях Юрия Гагарина.

1 (18)

– И это только часть коллектива Калужского объединенного авиаотряда, – продолжает Валентин Иванович. – Многих из названных уже нет в живых, но не зря же говорят, что человек живет, пока его помнят. Именно пилоты – главные в авиации. Сейчас в Калуге летчиков нет, поэтому у нас, по сути, нет и авиации, только аэропорт, принимающий самолеты. Аэровокзал.

Валентин Кислов с радостью вспоминает годы расцвета калужской авиации. Он и сам был частью того времени. Молодому парню, мечтавшему сидеть за штурвалом большого авиалайнера, пришлось, однако, приземлить свою мечту и вместо Сасовского поступить в Волчанское летное училище, готовившее тогда летчиков-инструкторов для ДОСААФ.

После его окончания недолго летал на учебно-тренировочном самолете Л-29, а потом потянуло в родную Калугу. И в 1976-м Валентин Кислов пришел в объединенный авиаотряд, переучившись на пилотирование вертолетом.

– Тогда многие мечтали о большой авиации: белые рубашки, красивая форма пилотов, новенькие пассажирские лайнеры, полеты во все концы Советского Союза. Но большинство оказывались в малой авиации, где внешний лоск уходил на второй план, а на первом была работа: ежедневная, иногда очень тяжелая, – вспоминает Валентин Иванович.

Настоящее мастерство вертолетчика ему иногда приходилось доказывать, отправляясь, казалось бы, в рутинные рейсы: на опрыскивание полей, обслуживание ЛЭП, газопроводов или совершая вылеты с медиками по санзаданию.

– Много интересного было за те 6 000 часов, которые я налетал в Калужском ОАО на вертолете Ка-26. И предельно малую высоту приходилось держать, когда работал с егерями, отстреливавшими волков с воздуха. И приземляться на крохотный пятачок, когда доставлял материалы и бригады ремонтников к ветке газопровода, проложенного в лесной чаще, – перечисляет Валентин Иванович.

Однажды вертолетчику Кислову пришлось экстренно сажать свою винтокрылую машину. Отказал один из двигателей, когда возвращался с химобработки сельхозугодий. Случилось это в Жуковском районе, летел тогда над лесом. Чтобы не угробить себя и вертолет, плюхнулся на первую показавшуюся среди крон деревьев полянку. Вытягивали оттуда уже коллеги, прилетевшие на помощь.

Авиация Кислов

– Будучи курсантами летного училища, на вертолеты мы смотрели иронично. Бетономешалками их называли, – вспоминает Валентин Иванович. – И только проведя за рычагами управления этой машины не один день, я понял, насколько она надежная, крепкая, мобильная, универсальная. На вертолете можно сесть при любой технической неисправности, ему не нужна взлетка, и в воздухе он может буквально зависнуть и лететь вперед хвостом. Да, у вертолета нет крыльев, но его винты – больше, чем крылья!

Валентин Кислов и сейчас, спустя почти 30 лет после вынужденного ухода из авиаотряда после его упразднения, говорит о вертолетах с любовью, а о своих коллегах – с огромным уважением.

– Мы же были основным вертолетным отрядом в Центральной России. Он базировался именно в Калуге, и отсюда мы помогали сельскому хозяйству, энергетикам, газовикам в других регионах тогдашней РСФСР. А сколько жизней было спасено в составе санавиации! Ведь буквально через час мы с врачом оказывались в любом самом глухом уголке Калужской области, – рассказывает Валентин Иванович. – И никто тогда не высчитывал рентабельность/нерентабельность таких полетов. Просто понимали: надо помочь! И летели.

К слову, именно с медиками связан и курьезный случай в летной биографии Валентина Кислова. Врач в то время часто сидел в соседнем с пилотом кресле в кабине управления. Иногда приходилось летать на вызовы на вертолетах-спарках, у которых рычаги управления взаимозаменяемы. Т.е. если пилот, находящийся слева, тянет рычаг на себя, такой же рычаг поднимается вверх и справа.

– И вот тяну я на себя, пытаясь взлететь, а у женщины-врача, сидящей в это время рядом, второй рычаг управления поднимает подол юбки. Она непроизвольно пытается опустить его и тянет штурвал вниз. Так первая попытка взлета провалилась, – смеясь, рассказывает Валентин Иванович.

А потом вдруг грустнеет. Видимо, вспомнив, как не реализовалась и его попытка нового витка в профессии, попытка пересесть на другой вертолет после упразднения аэропорта в Калуге.

– После 1994 года подумывал перебраться в Сибирь, летать там на Ми-6, а потом отказался от этой мысли. Ведь опять пришлось бы все начинать сначала, считаться зеленым пацаном, неопытным вертолетчиком, хотя здесь, в Калуге, уже был в должности командира эскадрильи, – поясняет Валентин Кислов.

Так и остался в родном городе. Открыл с сыном автосервис и теперь старается лишний раз не смотреть в небо, не бередить рану.

— Оба сына выросли практически без меня, я был почти всегда в полетах, в командировках. Старший мечтал пойти по моим стопам, так как с детства любил бывать у меня на работе, – рассказал Валентин Иванович. – Я отговорил. Помню, сказал тогда Максиму, что куплю ему кепку с большим козырьком, чтобы небо не манило. Думаю, было это к лучшему.

По мнению ветерана Калужского авиаотряда, сейчас в гражданской авиации вообще мало настоящих асов. И дело не в людях, дело в самой летной технике. Она теперь нашпигована компьютерами, которые могут управлять самолетом или вертолетом практически без участия человека.

– Да, авионика – это хорошо. Но не главное. Главное в авиации, чтобы сидел в кабине Пилот, – убежден Валентин Кислов. – Только тогда машина становится по-настоящему свободно парящей, а у самого летчика вырастают крылья за спиной.

Валентин Иванович теперь редко бывает в Калужском аэропорту. Но любовь к небу из сердца не ушла, как бы он ни старался не смотреть на облака. Свою преданность выбранному однажды делу он доказывает иначе. Написал книгу о своих первых шагах в авиации «Записки летчика-инструктора». Мечтает сесть за написание второй, которую хочет посвятить Калужскому объединенному авиаотряду и тем, кто тогда был его частью.

Фото Игоря РУЛЁВА и из личного архива В.И. КИСЛОВА.