Копилка kpk

Финоперации с кооперацией

Очередной выпуск совместного с Калужским отделением Банка России проекта «Копилка» в этот раз посвящен вопросу кредитных потребительских кооперативов. Насмотревшись рекламы, калужанка Валентина, видимо, решила воспользоваться их услугами. Но предварительно поинтересоваться через «Знаменку» у специалистов в финансовой сфере – нет ли, мол, подвоха?..

«В рекламе кредитных потребительских кооперативов повсеместно пишут о том, что сбережения застрахованы. Так ли это?» – спрашивает Валентина.

И, судя по комментарию на тему кредитных потребительских кооперативов, который дает заместитель управляющего Калужским отделением Банка России Лариса ЗАХАРОВА, с КПК лучше держать ухо востро.

– В кредитных потребительских кооперативах (КПК) нет страхования сбережений, как в банке. Потенциальные пайщики должны насторожиться, если в рекламе или офисе сообщают о гарантированном страховании вложений. Надо иметь в виду, что привлечение денежных средств в КПК осуществляется по договору передачи личных сбережений. Это не может называться «вкладом», и государственная система страхования вкладов на сбережения членов КПК не распространяется.

Копилка zakharova

При этом кооператив вправе обезопасить свои интересы в страховых организациях на коммерческой основе, но надо обязательно изучать документы по страхованию. В таком договоре может быть множество нюансов. Случается, что в них включают такие условия, что получение выплат становится невозможным. Например, когда страхуется имущество КПК от пожара или землетрясения, предпринимательские риски кооператива, но никак не денежные средства пайщиков. Кроме того, практически всегда сумма страховки по договорам страхования, заключенным КПК, несоразмерна денежным средствам, привлеченным от пайщиков, и составляет символическую сумму. Нередко на сайтах кредитных потребкооперативов можно увидеть информацию о договорах страхования, которые уже закончили свое действие.

До момента вступления в члены КПК надо обратить внимание на его название. На рынке сейчас появляются организации, которые называют себя потребительскими обществами или потребительскими кооперативами и привлекают денежные средства граждан под высокие проценты. Деятельность данных организаций не поднадзорна Банку России, а денежные средства, привлекаемые такими организациями, также не подпадают под государственную систему страхования вкладов.

Если гражданин читает информацию на вывеске или в рекламе, то полное название организации, как правило, написано мелким текстом в виде справочной информации. Если организационно-правовая форма организации, куда вас приглашают, не КПК, а ООО, ЗАО, ИП, АО, ПК, ПО, значит, перед вами что-то другое.

Реестр, в котором вы можете проверить легальность выбранного КПК, размещен на сайте Банка России www.cbr.ru в разделе «Проверить финансовую организацию». И уточните, является ли данный кооператив членом саморегулируемой организации, которая и ведет непосредственный контроль за деятельностью КПК.

Бдительность нельзя терять даже тогда, когда кредитный потребительский кооператив состоит в госреестре. Помните: членство в КПК не подразумевает пассивное участие в его жизни. Единственный правильный способ повлиять на деятельность кредитного потребительского кооператива – быть очень активным и разбираться во всех тонкостях работы этой организации. Постоянно посещать собрания пайщиков, активно участвовать в обсуждении проблем, если нужно, задавать вопросы о том, как и куда распределяются деньги, досконально изучать документацию. А для этого нужно выделять немало времени и быть подкованным в финансовых вопросах. Иначе можно доверить свои сбережения мошенникам, которые под видом КПК стремятся вытащить из населения побольше денег.

Обращайте внимание, прежде всего, не на красивую рекламу и высокие проценты, а на отсутствие реальных, а не рекламных гарантий возврата сбережений, отсутствие возможности знакомиться с финансовыми документами организации, отсутствие возможности принимать участие в общих собраниях пайщиков.

…Напоминаем, что любой читатель «Знаменки» или нашего сайта может, как и Валентина, задать свой вопрос по теме финансов партнерам проекта «Копилка» – специалистам регионального отделения Банка России. Достаточно прислать сообщение на нашу электронку gazetaznamya@gmail.com или воспользоваться почтовым адресом: 248600, г. Калуга, ул. Марата, 10. Авторы самых интересных вопросов будут поощрены.

Фото пресс-службы Калужского отделения Банка России.