Историю Калужского драматического театра, старейшего в России, я думаю, знают многие. Публикации на эту тему появлялись не раз. Собственно, зачем еще одна? Объясню. Изучая разные дореволюционные издания, можно обнаружить интересные подробности не только о театре, но и жизни калужан и города. И, как кажется автору, не поделиться ими с читателями – верх эгоизма.

Думаю, всем, кто интересуется историей Калуги, известен труд краеведа Д.И. Малинина «Начало театра в Калуге». Эта брошюра была опубликована в 1912 году и повествовала о первых годах театра в конце XVIII века. Не будем сегодня заострять наше внимание на этом, самом первом, этапе развития калужского подмостка. Я лишь напомню, что наш театр открылся 19 января 1777 года в одном из амбаров купца Шемякина, который находился на улице Тульской, в переулке (сейчас Салтыкова-Щедрина) рядом с улицей Николо-Козинской.

В 1973 году старинное здание, но сильно измененное и имевшее только один этаж, еще существовало. Если вы хотите прогуляться и найти это место, то ищите дом по Николо-Козинской, 114. Там и был театр в XVIII веке с располагавшимися рядом помещениями кухни и квартирами актеров.

Первые упоминания нашего театра сложно отыскать, скорее всего, они были опубликованы в журнале «Урания» в 1804 году. Председатель архивной комиссии В. И. Ассонов на год раньше работы Д. Малинина опубликовал статью «К истории театра в Калуге». Именно этот редкий материал 1911 года я вам процитирую.

«После возникновения в XVIII веке театра в столицах, а также в Ярославле (1752 г.) театральные представления стали даваться и в провинциях. Для Калуги большое значение имело поднятие культурного уровня среди других провинциальных городов. Калужская провинция обратилась в 1777 году в наместничество, а в 1785 году в самостоятельную губернию. Вот как описывает эту эпоху по отношению к Калуге современник, калужский историк и публицист Зельницкий в 1804 году:

«Весьма немногие коренные жители Калуги до открытия губернии имели понятия о науках и обо всем, что есть изящное. Нравы их были просты, обычаи нелепы и без всяких политических взглядов. Из просвещенных в народе считался тот, кто хорошо читал церковные книги и буквы в письмах исправно ставить мог. Даже арифметика, наука необходимая для каждого, едва ли до нынешнего времени была кому известна. Учиться не имели возможности и ставили во грех занятиям наукой, кроме торговых дел, основанных на привычках, безо всякого умозрения. Но эта самая торговля и сообщения с большими городами и просвещенными народами отворили им путь к учению и образованию нравов. С 1777 года калужане переменили образ своих мыслей как в поступках, так и в манере поведения, в одежде, пище, пирах и увеселениях. Благотворное влияние вкуса и просвещения на умы знатных калужских фамилий делали чудеса. Многие теперь занимаются чтением полезных книг, собранием библиотеки, обстановкой жилища и рабочего кабинета.

pervoe zdanie teatra na tulskoy saltykova schedrina 1777 1790

Ранее пиры калужан редко бывали без особенной причины. Зачастую это – крестины, именины, свадьбы, похороны, поминки, которые проходили с длинными церемониями и скучными обрядами. За столом сиживали по семь — восемь часов, безо всяких увеселительных действий. Напротив, сейчас калужане нередко дают столы и балы в совершенном вкусе просвещенного общества, на которых была музыка, танцы и прочие благородные увеселения. На такие вечера пригашаются по билетам, делают друг другу визиты, ранее без позыва и заблаговременного приглашения никто и не ходил в гости.

Старшие занимаются воспитанием юношества, стараясь увлечь их наукой и дать воспитание. Ранее можно было за чудо принять присутствие молодого купечества на балах, в театре, на бегах и других представлениях.

Вкус в красоте и изысканности — во многих действиях калужан. Постройки огромных и великолепных домов доказывают их любовь к изящному. Многие дома сооружены столь возвышенного вкуса, что могут служить образцом изрядной архитектуры».

Таким образом, по словам Зельницкого, в конце XVIII века театр сделался необходимой принадлежностью жизни калужского общества. По его же словам, театр находился в конце города, на Сенной площади, – «деревянный дом, посвященный Талии и Мельпомене» (на Сенную, современную площадь Мира, театр переехал в 1790 году. – Прим. автора).

Интересна судьба этого здания. Из дела Калужского губернского правления видно, что оно принадлежало частному лицу, но кому – неизвестно. Дела этого лица, должно быть, шли неважно, т. к. в 1808 году театр со всеми декорациями пришлось продавать с аукциона за долги. На торгах он остался за купцом Лядовым, предложившим за него наивысшую сумму в 595 рублей ассигнациями, тем не менее тогдашний губернатор Львов не нашел возможным уступить его за такую низкую цену Лядову, а счел лучшим приобрести его в казну за счет губернского правления. Заведовать же театром поручил городской полиции. «Театр поручить смотрению здешней полиции, с тем чтобы приезжающим иностранцам в здешний губернский город показывать свое искусство отдавала с ведома сего приказа в найму и полученные деньги доставляла в тот Приказ».

В книге «Поверхностные замечания по дороге от Москвы в Малороссию осенью 1805 г.» немецкий граф Отто Фон Гун так описывал второе по счету здание театра: «Так же в Калуге есть театр. Он построен деревянный, довольно вместителен и снабжен всем необходимым для представлений, только что не имеет своих актеров. Иногда, однако, играют в нем актеры, принадлежащие Князю Козловскому». Но продолжим с документом Ассонова 1911 года.

«Театр этот просуществовал до 1820 года, пока пожар не истребил его. На сколько потребность в театре в Калуге была сильна, показывает тот факт, что уже в 1821 году на месте сгоревшего было выстроено новое, более удобное и красивое здание, но он просуществовал 15 лет и, как и предшественник, сгорел в 1836 году. После этого пожара до 1842 года представления шли в Загородном саду на губернской даче (парк Циолковского. — Прим. автора). О репертуаре тех лет имеются скудные сведения. Так, один хроникер «Калужских губернских новостей» писал в 1845 году: «Только из устных преданий и рассказов старожил калужских известно, что странствующие труппы актеров издавна посещали наш город и забавляли добрых калужан, представляя русских классиков и жалкие переделки французских драм и комедий».

Но в более поздний период (до 1845 года) репертуар преобразился. «Следуя примеру столичных театров, он сбросил тяжелые оковы классицизма и приобрел современные формы. На сцене появились русские национальные трагедии, комедии, оперы, оперетты, оригинальный французский водевиль и лучшие западные произведения в сокращенном, а иногда извращенном виде. Явились и талантливые актеры: Остряков, Аксакова, Гарбичева, Ширяева, Борисоглебских…».

Мысль об устройстве вместо сгоревшего нового здания театра, как видно, не оставляла местную администрацию и общество. Благодаря горячему участию в этом деле губернатора Н.В. Жуковского вскоре был составлен проект театра, отвечающий всем требованиям тогдашней сценической техники. Проект как самого здания театра, так и избранного для его постройки места был высочайше утвержден 30 ноября 1840 года.

Окончание читайте в следующем номере «Знамени».

Фото из архива автора.