Небо Самолет Девушка 01

С поросятами на самолёт и – в Юхнов

Девятого февраля исполняется 100 лет отечественной гражданской авиации. В преддверии векового юбилея мы начинаем рассказывать о том, какой была калужская гражданская авиация, и о людях, посвятивших свою жизнь небу.

Одна из тех, кто помнит, как самолеты летали еще из Секиотова, – Антонина Ивановна Алексеева. В 1961 году 19-летней девчонкой она пришла туда работать кассиром, потом стала дежурной – провожала и встречала пассажиров. Затем работала диспетчером и старшим диспетчером уже в Грабцеве, вплоть до закрытия аэропорта в Калуге.

Небо Самолет Девушка 02

Хотя, говорит Антонина Ивановна, гражданская авиация в нашем городе начиналась еще раньше, когда в Анненках с бывшего ипподрома в 1947 году начали летать самолеты По-2, на которых перевозили почту. Эти же крылатые машины использовались в то время и для нужд санавиации. Калужское авиазвено тогда входило в Брянский авиаотряд, и только в 1958-м было реорганизовано в отдельную авиаэскадрилью, а чуть позже – в Калужский объединенный авиаотряд, что базировался уже в Секиотове.

Помнит Антонина Ивановна на аэродроме и Як-12, и вертолеты Ка-15, которые использовали в сельском хозяйстве. И как потом летчики садились за штурвалы Ан-2.

– Из Секиотова летали почти по всей области. И с грузовыми рейсами, и с пассажирскими. Никого тогда не удивляло, что в мой родной Юхнов можно было самолетом долететь. На выходные к родственникам по небу путешествовали, – вспоминает Антонина Ивановна. – И на рынок в Калугу тоже самолетом. В городе покупали поросят, гусей, кур и с этим багажом возвращались домой.

Новая жизнь и новые перспективы у калужан появились с открытием аэропорта в Грабцеве, куда перебазировался Калужский объединенный авиаотряд в мае – июне 1970-го. Открылись полеты на транзитных самолетах Ан-24 сначала с грунтовой полосы в Ленинград, Сочи и Симферополь.

– А когда сдается в строй в 1977 году новенькая взлетно-посадочная полоса, из Калуги уже можно было летать на Як-40 и Ту-134 во многие города Советского Союза. В расписаниях были рейсы не только на южные направления (Сочи, Симферополь, Анапа, Геленджик), но и в Харьков, Донецк, Ригу, Архангельск, Тамбов, Воронеж, Саратов, Кишинев, Пензу, Курск, – перечисляет Антонина Ивановна.

Небо Самолет Девушка 03

«Счастливое было время» – этих слов моя собеседница не произносит. Но по блеску в глазах, по интонации, по тому, с какой любовью Антонина Ивановна говорит о своих бывших коллегах, понимаешь: лучшие годы ее жизни были связаны с гражданской авиацией. Вспоминая, пожилая женщина молодеет на глазах. Кажется, что вот она вновь – юная, тонкая, звонкая, с безупречной прической и в строгой форме, как на фотографии, что когда-то была опубликована в «Знаменке», – опять стучит каблучками по взлетной полосе.

— Если куда-то по делам по области летел первый секретарь обкома Кандренков, всегда вызывали только меня на этот рейс. Я иногда даже злилась. Говорила: «Что ж вы не можете сами стакан воды ему поставить?» – рассказывает Антонина Ивановна, до сих пор без запинки называя номер такого рейса: 25-400. – Для партийной элиты использовали тогда самолет Ан-2, в его салоне были белые кресла.

«Я любила свою работу, – говорит Антонина Ивановна. – Каждый день шла с удовольствием. Люди были замечательные, коллектив дружный. Еще когда базировались в Секиотове, нас уже было около 650 человек: летчики, штурманы, техники, обслуживающий персонал».

Были и веселые моменты, и форс-мажоры случались. Антонина Алексеева припомнила случай, когда при посадке у самолета никак не хотели выходить шасси. Но все тогда закончилось благополучно.

Пьяных дебоширов – головной боли для нынешних стюардесс – ветеран калужской гражданской авиации в те годы не припомнит. Говорит, за всю службу раза четыре от силы и были такие на борту. Их, мол, еще при посадке «отсеивали».

– Не пустить на рейс мы не имели право. Поэтому говорили: «Вы плохо себя чувствуете, вам лучше остаться». Люди понимали намек, не скандалили, – рассказала Антонина Ивановна.

Она с улыбкой вспоминает, как летавшие ежегодно в Узбекистан на помощь тамошним аграриям летчики привозили в Калугу фрукты ведрами. Почему-то особенно запомнились гранаты и арбузы.

Небо Самолет Девушка 05

– В 1980 году наши пилоты Вячеслав Николаевич Чибисов, Владимир Иванович Плахтин, Лев Павлович Трещенко на вертолетах Ка-26 принимали участие в обслуживании Олимпийских игр, – вновь звучат слова Антонины Ивановны о былом.

… А потом настал 1997-й, и аэропорт в Калуге закрыли. Закрылись воздушные ворота и в Туле, и в Рязани, и в Иванове. Для отечественной гражданской авиации и калужан, кто был с нею связан, настали грустные времена. Антонина Алексеева, чтобы доработать до пенсии, пошла мыть посуду в столовой…

– Но аэропорт всегда был рядом: у меня дача в Грабцеве. И когда там вновь начали принимать самолеты, я обрадовалась. В дачный сезон теперь знаю расписание рейсов, выучила по гулу двигателей, – улыбаясь, говорит Антонина Ивановна. – А однажды ночью встревожилась: слышу, самолет зашел на посадку, а такого быть не должно в этом часу. Днем уже узнала, что это футбольную команду привезли, когда у нас был чемпионат мира.

Там, на даче в Грабцеве, Антонина Алексеева и другие ветераны бывшего Калужского объединенного авиаотряда ежегодно собираются 18 августа, чтобы отметить День воздушного флота и повспоминать времена, когда они были молодые, счастливые, «крылатые».

Раз в пять лет Антонина Ивановна организует уже торжественную встречу расширенным составом в городе. А в этом году, как говорится, тем более надо. Повод-то очень весомый! Все-таки не каждое поколение может похвастаться, что отмечало 100 лет гражданской авиации. Вот только придут на эту встречу не так много людей, с кем когда-то довелось ей работать…

Фото Анны ЗОЛОТИНОЙ и из личного архива А.И. Алексеевой.